ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КУЛЬТУРА РЕЧИ – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Advertisements

Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
LOGO «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Технология О.А. Бизиковой.
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад 15 «Ромашка» Выполнила: Н.Б. Цветкова п. Пижма, 2014 Творческий проект в старшей группе.
Коммуникативная направленность Ведение урока на иностранном языке Речевая активность учащихся Комплексность урока иностранного языка Дифференцированный.
Задачи: 1. Развитие умения говорения и слушания 2. Развитие интереса и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих 3. Обогащение активного,
Формирование правильной речи ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду. Учет психофизиологических особенностей.
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
«Искусство быть услышанным» Автор: Даншина Виктория Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Тема: Языковой паспорт говорящего.. Понятие о языковом паспорте Языковой паспорт говорящего – это то впечатление, которое он создаёт о себе своей речью.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Транксрипт:

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КУЛЬТУРА РЕЧИ – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием высказывания.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ: КАЧЕСТВО РЕЧИ: дыхание, голос, дикция, темп, тембр; ГРАМОТНОСТЬ: правильное с точки зрения литературного языка оформление фразы, наличие слов – паразитов, точность, логичность высказывания; КРАСОЧНОСТЬ: использование выразительных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов, художественного слова и др.); ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ): интонация, сила голоса; ДОСТУПНОСТЬ: соответствие содержания высказывания возрасту, интересам, осведомлённости слушателей.

МОНОЛОГ – это речь от 1-ого лица, сообщение сделанное одним лицом другому (рассказ о событии, рассуждение, пересказ, самохарактеристика и др.). КУЛЬТУРА ПОСТРОЕНИЯ МОНОЛОГА: Необходимо провести подготовительную работу над словом, содержанием высказывания для того, чтобы монолог был уместен, лаконичен, выразителен. Монолог должен содержать новую информацию для слушателя. В итоге следует дать оценку высказыванию или услышанной информации, но не говорящему.

ДИАЛОГ – это форма организации общения, которая характеризуется чередованием высказываний нескольких собеседников. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ – это обсуждение проблемы, которое должно привести либо к общему её решению, либо к определённым выводам.

КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА: Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.

ПОЛИЛОГ (от греч. «многочисленный разговор») – это разновидность диалогической речи, для которой характерны ситуативность, спонтанность, а также синхронность речевой активности говорящих. Обсуждение литературного произведения, спектакля, события; «Круглый стол»; Научная дискуссия; Ролевые игры и др.

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛОГА: Участие каждого в общении; Благоприятные условия для общения; Коммуникативность заданий (наличие вопросов уточняющего характера); Формирование общих учебных умений; Активное использование разных суждений и мнений; Использование личного опыта говорящих в обучающих целях; Создание ситуаций для использования аудио и видеозаписей; Учёт специфики возрастных особенностей аудитории; Отработка речевых умений и навыков в рамках свободного общения.

Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Организация консультаций – практикумов по совершенствованию техники речи;

Упражнение для совершенствования выразительности речи. Прочесть пословицы и поговорки, меняя темп речи и силу голоса. Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт. Языком не торопись, а делом не ленись.

Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Проведение речевых пятиминуток в начале каждого методического мероприятия, консультационного собрания.

ЗвонЯт или звОнят? Упражнение 1. Проговорите все формы глагола "звонить" ("позвонить") несколько раз (6-7 раз), чтобы именно в таком виде ваша память зафиксировала звуковой и зрительный образ этого слова и его форм. ЗвонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт, позвонИть, позвонЮ, позвонИшь, позвонИт, позвонИм. позвонИте, позвонЯт. Упражнение 2. Устно вставьте в предложения слово "звонить" ("позвонить") в нужной форме. Проговорите каждое предложение по 3 раза. 1. Опять (что делает?)... телефон. 2. Он мне нечасто (что делает?) Мама всегда (что делает?)... мне и спрашивает, где я. 4. Кому ты сейчас (что делаешь?)...? 5. Вы сейчас (что делаете?)... в поликлинику? 6. Сергей Петрович, поднимите трубочку, Вам...! 7. Ты мне (что сделаешь?)... завтра вечером? 8. Спасибо за предложение. Мы вам обязательно (что сделаем?) Вы мне (что сделаете?)..., когда будет всё готово? Упражнение 3. Подберите однокоренные слова к слову «ЗВОН».

Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Оформление «УГОЛКА ГРАМОТНОСТИ» в методическом кабинете ДОУ, где для общего пользования представлены словари, справочники. Оформление стенда «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО» для педагогов и родителей. Самоанализ занятий по материалам видеозаписи с заполнением речевых памяток.

ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА. 1. Грамотность речи (перечислить примеры, ошибок, слов – паразитов и др.): ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ 2. Выразительность речи (изменялась ли интонация речи в ходе занятия, сила голоса, темп, указать причины и целесообразность): ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________ 3. Правильность речи (указать ошибки при их наличии): ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ 4. Богатство, образность речи (примеры): - эпитеты ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ - сравнения ______________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ - художественное слово ___________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ - определения ____________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ - метафоры ______________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Ведущие приёмы руководства речевой активности детей: - точность формулировки вопросов ________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ - уместность вопроса ____________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ - направленность вопроса на формулирование полного, точного детского ответа__________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарю за внимание!