Об организации работы по внедрению воспитательной компоненты в муниципальные общеобразовательные учреждения в рамках реализации Дорожной карты Иркутской области «Воспитание – 2018» 1
Воспитательная компонента это составная часть, направление в деятельности образовательного учреждения, которое обеспечивает формирование и развитие «воспитательной системы школы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения»; охватывает все составляющие образовательного пространства школы. 2
3 Тезаурус Дорожная карта – алгоритм действий с указанием сроков и результата. Компетентность – личностная характеристика, предполагающая, что индивид не просто информирован и может применять эту информацию, но и использовать её в качестве основы для принятия собственных решений. Образовательная среда – совокупность материальных условий, информационных и коммуникативных ресурсов и технических средств осуществления образовательного процесса. Социализация – это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитания) так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
4 Тезаурус Аксиологический подход - рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания. Личностно-ориентированный подход предполагает рассмотрение в центре проектируемого образовательного процесса личность ребенка, его уникальность и самобытность, учет интересов и способностей. Деятельностный подход - определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности..
Программное обеспечение реализации Концепции воспитания детей Иркутской области 5
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДОРОЖНАЯ КАРТА «ВОСПИТАНИЕ 2018» * (муниципальный уровень) ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ* в образовательных организациях МОУО (муниципальный уровень) ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ** в образовательной организации ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОО (по ступеням, как часть ООП) ДОРОЖНАЯ КАРТА «ВОСПИТАНИЕ »** (школьный уровень) Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Программа развития воспитательной компоненты (федеральный уровень) 6
ФУ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Программа развития воспитательной компоненты в ОУ РУ Концепция воспитания детей Иркутской области (проект) Дорожная карта «Воспитание – 2018» Программа развития воспитательной компоненты в ОО Иркутской области МУ Муниципальная дорожная карта «Воспитание – 2018» Муниципальная программа развития воспитательной компоненты в ОО - до ШУ Дорожная карта Учреждения «Воспитание – 2018» - до Программа развития воспитательной компоненты в МБОУ «…….» - до Министерство образования Иркутской области Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 7
Решение коллегии министерства образования Иркутской области от /3 2. Одобрить проект Концепции воспитания детей Иркутской области. … 4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием: 4.1. Обеспечить эффективную деятельность муниципальных методических служб, образовательных организаций по разработке программ развития воспитательной компоненты в ОО на основе муниципальных дорожных карт «Воспитание – 2018» Организовать широкое освещение деятельности по внедрению Концепции в муниципалитетах при участии местных СМИ и органов ГОУ. 8
Приказ начальника департамента образования администрации г. Братска от Муниципальному автономному учреждению «Центр развития образования» муниципального образования города Братска (Кускова И.Н.): 2.1. Разработать муниципальную Программу развития воспитательной компоненты в ОУ в срок до Организовать работу: 1) по сопровождению деятельности ОУ по разработке программ развития воспитательной компоненты на основе муниципальной Дорожной карты «Воспитание – 2018» и муниципальной Программы развития воспитательной компоненты - к ; 2) по вопросам их внедрения и реализации – в течение всего периода реализации Дорожной карты «Воспитание – 2018» Обеспечить прохождение курсов повышения квалификации педагогических работников ОУ по актуальным вопросам воспитания в свете реализации Концепции воспитания детей в Иркутской области и Дорожной карты «Воспитание – 2018» - в течение всего периода реализации Дорожной карты «Воспитание – 2018» Организовать широкое освещение деятельности по внедрению и реализации Концепции воспитания детей Иркутской области на территории МО города Братска при участии местных СМИ и органов ГОУ. 9
Приказ начальника департамента образования администрации г. Братска от Отделу воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья детей департамента образования (Обухова Е.В.): 3.1. Организовать консультационный семинар-практикум для заместителей директоров ОУ по воспитательной работе по разработке Дорожной карты Учреждения «Воспитание – 2018» и Программы развития воспитательной компоненты Разместить на Образовательном портале города Братска нормативные документы регионального и муниципального уровня для использования ОУ при создании Программ развития воспитательной компоненты Обеспечить проведение мониторинга реализации в ОУ Концепции воспитания детей в Иркутской области и Дорожной карты «Воспитание – 2018». 10
Приказ начальника департамента образования администрации г. Братска от Руководителям ОУ: 4.1. Направить заместителей директоров по воспитательной работе на консультационный семинар-практикум по разработке дорожной карты учреждения «Воспитание – 2018» и Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении Составить дорожную карту учреждения «Воспитание – 2018» на основе муниципальной Дорожной карты «Воспитание – 2018» в срок до Разработать Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении на годы в срок до и обеспечить ее выполнение на весь период реализации. 11
Вывод Для создания Программы развития воспитательной компоненты ОУ на г.г. необходимо предварительно создать Дорожную карту, важное место в которой будет занимать проблемно-ориентированный анализ состояния воспитания в ОУ РООР - анализ Р – результаты О – общественные факторы воспитания О – организационные факторы воспитания Р – ресурсы 12
Спасибо за внимание! 13