Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Развитие речи: - формирование словаря; - звуковая культура речи; - грамматический строй речи; - связная речь.
РЕЧЬ экспрессивная устная диалогическая особенности предмет диалога – ситуация (компонент речи) эллиптические конструкции (свернутые) ориентация на паралингвистические средства (мимика, жест) монологическая особенности развернутая Должны быть представлены предикаты разного порядка предмет монолога - мысль письменная импрессивная внутренняя
Цель: Формирование у детей навыков и умений использовать все средства языка ( фонетические, лексические, грамматические) в процессе речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Основная задача Научить детей свободно пользоваться родным языком. Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме Задачи Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Воспитание звуковой культуры речи Развитие диалогической речи Развитие монологической речи Ознакомление с художественной литературой Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Каждому возрасту соответствует определённое речевое развитие: мес. – гуляние мес. – тянучка, «свирель» мес. – лепет. 9 мес. - 1 год – первые слова и звукоподражания года – первые предложения, стремительный рост речи (350 слов и больше), время Почемучек года – дети практически усваивают грамматический строй языка (склоняют существительные, согласовывают с ними прилагательные, учатся правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия) лет – овладевают умениями связно рассказывать, пересказывать, передавать эмоции. 5 – 6 -7 лет – звуковая сторона речи в норме
Связная речь Монологическая Диалогическая
Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание диалогическая монологическая формы беседа дидактическая игра разговор виды неплановый коллективный плановый индивидуальный Структура обобщающей беседы репродуктивны е поисковые обобщающие конец беседы основная часть начало беседы вопросы приемы объяснение рассказ воспитателя чтение худ. произведения показ наглядного материала игровые приемы ТСО
Формы работы по развитию связной речи Игры по развитию речи. Свободное речевое общение ребенка.
Словарь активный пассивный Ознакомлен ие с окружающим миром Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая освоение словарного состава родного языка Развитие словаря – процесс количественного и качественного накопления слов, освоения их социального опыта, закрепление значений в процессе ознакомления с окружающим миром в общении во всех видах деятельности в повседневной жизни задачи обогащение толкование слова показ и называние приемы введение слова в предложение объяснение этимологии слова активизация вопрос приемы дидактическая игра и упражнение уточнения и закрепление приемы подбор синонимов повтор инд. хор повтор инд. хор
Задачи и содержание словарной работы в детском саду. 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря. 4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Понятие звуковой культуры речи. Предпосылка и условие для возникновения звучащей речи Задачи, формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Звуковая культура речи Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства выразительности(мимика, жесты); Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора); Речевой слух и речевое дыхание
Усвоение звуковой стороны языка начинается, когда дети начинают понимать слова взрослых и произносить первые самостоятельные слова. Ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию, затем ритм и звуковой состав слова (после одного года). Фонематический слух у ребенка формируется в самом раннем детстве. Овладение детьми звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Дошкольники усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести.
Обучение грамоте Большое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха, правильному произношению всех звуков родного языка, совершенствованию речевого слуха, закреплению навыков четкой выразительной речи, умению дифференцировать : звук, слово, предложение.
Формирование грамматического строя речи формирование морфологической стороны речи формирование синтаксической стороны речи содержание упражнения упражнения на составление предложений с трудными словами один начинает – другой продолжает игровые упражнения с куклами рассматривание картинок ответы на вопросы составление предложений по образцу и самостоятельно дидактические игры подсказывающие вопросы - загадки словесные упражнения
Спасибо за внимание! Успехов в работе!