Тема урока: Буквы О-А в корнях кас-кос, лаг-лож Буралов Б.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СаСОШ»
Цель урока: Знать: условия выбора написания -кас-кос, -лаг-лож; Уметь: владеть способом действия при выборе О-А в однокоренных словах с корнем –кас-кос.
Внимание: трудные слова! Приготовиться, приспособиться, пригодиться, привычка Запомни!
Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клён, берёза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла –ласточки. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Прикоснувшись к красоте мелодии, люди становятся чище и добрее.
Выпишите в 2 столбика глаголы с безударной гласной в корне и слова с чередующимися гласными в корне
Можно ли проверить ударением написание слов 1 столбика? А 2 столбика? Почему? Глаголы с безударной гласной в корне Слова с чередующимися гласными в корне пробуждают покрываются густеют зацветают прилетают наслаждаются становятся растительность отрастают выбирает заросли прикоснувшись
Подумайте, когда в корне -кас-кос пишется –А, когда – О? прикастаться - прикоснуться
Чем отличаются данные слова? русая коса, косить траву, скосить взгляд, косой угол, косолапый медведь коснуться рукой, прикастаться осторожно, неприкосновенный запас, лёгкое прикосновение, не кастаться прошлого Одному или разным правилам подчиняются написание этих слов? Каким? Докажите.
Что общего в правилах написания букв а-о в корнях -кас-кос, -лаг- лож? Внимание! Сформулируйте правило: полагать – положить прилагать - приложить
Запомните! Класть (что делать?) Положить (что сделать?)
Тест Отметьте слова с буквой –а: а) соприк_статься б) к_снятся в) прил_жжжение г) предл_жжжение д) к_сательная е) возлее_гать ж) возлее_жить з) к_сечка и) к_сьба к) предл_гать
Самопроверка адекадек
А.М.Герасимов ( ) После дождя. Фрагмент
К.Ф.Юон ( ) Августовский вечер. Последний луч. 1948