Проблемы реализации компетентносного подхода на уроках истории
Компетентность: Осознанное использование общеучебных умений, самостоятельное управление собственной деятельностью
Основная задача компетентностного обучения: Дать возможность учащимся максимально применить знания в любой жизненной ситуации.
Ключевые компетенции: Информационная Коммуникативная Кооперативная Социально-ориентировочная (ценностно-смысловая)
Информационная Обучение работе с информацией, её анализу и обработке.
Коммуникативная Навык устной и письменной речи, опыт публичных выступлений, развитие интереса к общению и его навыков.
Кооперативная Навык коллективной и групповой деятельности как над созданием различных работ, презентаций и организацией тематических вечеров, так и с различными историческими источниками.
Социально-ориентировочная Формирование собственного аргументированного мнения по основным вопросам как прошлого нашей страны и мира в целом, так и по основным вопросам развития современного российского общества, наиболее острым глобальным проблемам человечества.
Интерактивная форма Развивает кооперативные и коммуникативные навыки Учащиеся выступают не в роли пассивного получателя информации, а находятся в центре решения проблемы Позволяет охватить опросом весь класс за короткий промежуток времени Способствует развитию у учащихся интереса к изучаемым вопросам, так как в ходе живой беседы со сверстником детям проще и легче понять смысл не всегда доступно изложенного в учебнике события или проблемы
Краеведческие исследования: Развивает все основные компетенции Основной положительный фактор – развитие исследовательской самостоятельности Всегда востребована учащимися
Проблемно-поисковые занятия Развивают социально-ориентировочную и коммуникативную компетенции Целесообразны в классах, так как именно в этом возрасте возникает необходимость сформировать и определить свою позицию по наиболее дискуссионным моментам отечественной истории, а также стремление грамотно аргументировать свою точку зрения
Теоретические трудности Проблема определения сущности компетентностного обучения Проблема учебника и методической литературы Проблема изменения структуры и объёма изучаемого материала
Практические трудности При 2-х часах истории в неделю в старших классах трудно выделить время на эксперименты Для организации интерактивной деятельности порой просто недостаточно детей в классах Отрицательное влияние СМИ на ценностно-смысловые установки детей