Политика Советской власти по социальной защите детей-сирот в БССР (50-е – первая половина 60-х гг. XX в.) Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент: Л.Н. Кулеш
Подобный опыт во многом отражали национальный менталитет белорусского народа, его исторически сложившиеся особенности, отношение к проблеме социальной поддержки детства; На протяжении отечественной истории предпринимались попытки использовать различные формы социальной защиты и помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Практика выявляла их сильные и слабые стороны. Поэтому исторический опыт ценен тем, что заранее можно предвидеть позитивные и негативные стороны и попытаться предупредить последние.
сиротские учреждения как саморазвивающиеся структура учебно-образовательной и воспитательной системы и другие формы социальной защиты детей-сирот. процесс организации жизнедеятельности сиротских учреждений в условиях советского общества. Объект исследования: Предмет исследования:
Цель Цель – изучить систему воспитательного и образовательного процесса детей-сирот в 1950-х – первой половине 1960-х гг. в БССР. Цель Цель – изучить систему воспитательного и образовательного процесса детей-сирот в 1950-х – первой половине 1960-х гг. в БССР.
проанализировать процесс формирования структур сиротских учреждений; выявить позитивные и негативные стороны деятельности школ-интернатов в первой половине 1960-х гг. в БССР; изучить государственную политику по оказанию помощи детям, остававшимся без родительского попечения, в рассматриваемый период; раскрыть содержание образовательного процесса в школах-интернатах.
Основные результаты Проблема сиротства, как и в наши дни, так и в 50-е – 60-е гг. XX в., так и на протяжении всей истории Беларуси была довольно острой в обществе. Социальная система была несостоятельна и требовала коренного реформирования. В первую очередь, необходимо было признание государством на законодательном уровне приоритета предупреждения сиротства над борьбой с его последствиями; приоритета возвращения ребёнка в родную семью над другими формами его социального устройства; приоритета содержания и воспитания ребёнка, лишившегося родителей, в семейных условиях над его содержанием в школе-интернате. Необходимо было создать эффективную систему защиты прав ребёнка, оказавшегося в таком учреждении и вышедшего из него и т.п.
Школа-интернат – является антиадаптационным, социальным институтом. Проблемы сироты не решаются интернатскими учреждениями и не могут быть решены таким способом, как это предусматривалась советскими, да и современными законами. Эти законы и указы консервировали сиротские учреждение и не давали развиваться дальше, идти в ногу со временем. Эти причины показали полную недееспособность школы-интерната, что и вызвали большую полемике вокруг этих учреждений сегодня. Этому свидетельствует Указ Президента РБ о закрытии всех школ-интернатов к 2015 году и на базе их открыть детские дома. Этот Указ подведет «жирную» черту, уже не современной и себя изжившей эпохи школ-интернатов на территории нашего государства и даст возможность пройти более новым формам социальной защиты и учреждениям воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Преувеличение деятельности государственных служб в сфере защиты нуждающихся в учебно-воспитательном процессе и пагубное влияние проживание в интернатных учреждениях.
Учебно-образовательный процесса в школах-интернатах: становление, развитие, перспективы; Государственная политика по оказанию помощи детям- сиротам как форма жизнеустройства нуждающемся; Система государственной социальной политике: позитивные и негативные стороны в первой половине 1960-х гг. в БССР.
Новизна результата исследовательской работы заключается в том, что она начинает изучаться впервые. Процесс помощи и поддержка рассмотрен на очень важном отрезки нашей истории, анализ процесса социальной защиты детства в 50-е – первой половине 60-х гг. XX в. БССР в сфере учебно- воспитательского процесса. Описание и анализ фактов защиты детства как социокультурного феномена территории Беларуси в этот промежуток времени не осуществлялся. В научный оборот введены также новые, не востребование ранее и неопубликованные архивные документы, а также материалы научных исследований, дающее возможность по-новому оценить феномен социальной помощи и поддержки.
Спасибо за внимание!!!