От вопроса к познанию Завороткина Ирина Николаевна, учитель начальных классов 2013
Чтение и работа с информацией Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; упорядочивать информацию по заданному основанию; находить в тексте примеры, доказывающие приведенные утверждения; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Повышение читательской компетентности Современные образовательные технологии Инновационные формы и методы работы Эффективные способы, приёмы
Роль вопроса в мышлении и обучении Повышают интерес и возбуждают любопытство, стимулируют активность. Включают учеников в процесс познания. Переключают и направляют мысль. Повышают способность учащихся видеть противоречия. Заставляют детей применять все свои способности. Фокусируют внимание на предмете исследования. Помогают ученикам лучше понять и запомнить информацию. Помогают учителю понять, как усвоен материал.
У нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Р. Киплинг Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. А. Кинг Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. И. Кант
Вопрос – это… 1) обращение, требующее ответа; 2) то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема. (С.И. Ожегов) высказывание, имеющее целью побудить слушающего сообщить нечто неизвестное говорящему или представляемое говорящим как требующее выяснения (О.С. Ахманова) словесный сигнал, с которого начинается процесс мышления (психология) наличие поиска в ситуации неопределенности (из англ.яз.)
Логическая структура вопроса Младшие школьники: - Что есть S? Специалисты в области логики: базисная информация + указание на её недостаточность
Классификация вопросов 1) познавательные (в т.ч. проблемные); 2) служебные 1) информационно-репродуктивные; 2) репродуктивно-познавательные; 3) собственно-познавательные 1) собственно-вопросительные (утвердительные, отрицательные, повествовательные); 2) вопросительно-побудительные; 3) вопросительно-риторические 1) альтернативные; 2) восклицательные; 3) встречные; 4) вторичные
1) повторяющие; 2) уточняющие; 3) развивающие 1) уточняющие; 2) восполняющие 1) простые; 2) сложные 1) корректные; 2) некорректные (провокационные) 1) простые; 2) объясняющие; 3) уточняющие; 4) оценочные; 5) практические; 6) творческие 1) зеркальные; 2) наводящие; 3) гипотетические
Пихолого - педагогические условия знание учителем особенностей вопросов младших школьников на уроке; развитие учителем у младших школьников умения выявлять проблемы и противоречия в изучаемом материале и на этой основе формулировать их в форме познавательных вопросов; наличие у преподавателя и учащихся знаний о типах вопросов и правилах их постановки; создание учителем ситуаций, способствующих постановке младшими школьниками познавательных вопросов; установка младших школьников на задавание вопросов в ходе уроков.
Практические упражнения 1. Удивляемся обычному Почему весной тает снег? Почему одни животные охотятся ночью, а другие – днём? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему бывают наводнения? Почему зимой идёт снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю?
2. Прием «тонких» и «толстых» вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли...? Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы... ?
3. Задай вопросы по рисунку 4. Задай вопросы о предмете. 5. Задай вопросы от имени другого.
6. Задай вопрос каждому герою стихотворения. У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Я не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь!
7. Исправим чужие ошибки. А) Строганок – то, чем строгают. Копатка – то, чем копают. Колоток – то, чем колотят. Цепля – то, чем цепляют. Вертуция – то, что вертится. Лизык – то, что лижет. Мазелин – то, чем мажут. Кусарики – то, что кусают. Б) Говорите все в ответ Только «да» и только «нет». У луны горячий свет? Повар шьёт себе обед? Мчат по морю поезда? А по суше никогда? Надо брать в кино билет? У луны холодный свет?
8. Игра «Да – нет-ка» А) Спроси про букву (звук, число…) Б) Найди загадочное слово. 9. Игра «Угадай, о чём спросили». 10. Игра «Вопросы машине времени» 11. Найди причину события. 12. Приём «Мозаика»
13. Составляем вопросы по предложению. чтение предложения; выделение главной мысли ; задавание вопроса по поводу основного смысла предложения; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.
Благодарю за внимание!