Интерактивные формы и методы обучения
ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ УСПЕХОМ НА УРОКЕ Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся «Любой человек стремится к успеху.» С. Френе
Классификация методов обучения Методы обучения (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) Пассивные АктивныеИнтерактивные
Усвоение информации на уроке зависит от: этапов урока: с 1-й по 4 минуту усваивается 60 % материала; с 4-й по %; с 23-й по %; с 34-й до конца урока усвоение материала падает. методов обучения; Методика(от др.греч.) – «способ познания», «путь исследования»
Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Пассивные методы
Активные методы Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.
Интерактивные методы Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Сущность интерактивных методов В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: « Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда»
Интерактивные методы: творческие задания работа в малых группах ролевые игры Общественн ые ресурсы Проекты
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Структура интерактивного занятия Мотивация Объявление прогнозируемых результатов Предоставление необходимой информации Интерактивное упражнение Подведение итогов
Затраты учебного времени Мотивация – 5 % Объявление прогнозируемых результатов – 5 % Предоставление необходимой информации – 10 % Интерактивное упражнение – 60 % Подведение итогов – 20 %
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Методические приёмы интерактивного обучения: Игры Пары и группы «Мозговая атака» «Общая дискуссия» Проекты
Методические приёмы интерактивного обучения: Семинары «Общий галдёж» Словесные ассоциации Воспроизведение информации
Как преодолеть сложности использования интерактивных методов Начинайте постепенно, используя сначала простые интерактивные методы – мозговой штурм, работу в парах, малых группах и.т.д. Использование интерактивных методов не самоцель, а средство достижения атмосферы доброжелательности и сотрудничества Тщательно планируйте и разрабатывайте содержание и ход занятия Используйте различные приемы для привлечения и активизации внимания учащихся, грамотно распределяя роли в группах, вырабатывая критерии оценки эффективности занятия.
Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Список литературы Гутникова А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд. – во С.- Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенского. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета». – – стр. – 190. Второе издание. Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. М.: Народное образование (Серия «Системные основания образовательной технологии) Журналы преподавание истории и обществознания в школе за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 год. Семинар Интерактивные методы обучения (презентация ) Желтухина Т.А Носова И.Н.Семинар Интерактивные методы обучения (презентация ) Каменчук И.Л. презентация Активные и интерактивные методы обучения.