Из жития святого равноапостольного князя Владимира
Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, Крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава, который прославился своими военными походами. В 972 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, разделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве начал княжить Ярополк, в Древлянской земле Олег, в Новгороде Владимир. Тотчас после смерти отца между братьями разгорелась междоусобная война. В борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал в Скандинавию. Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись на Русь с варяжской дружиной, Владимир отвоевал обратно Новгород и с новыми силами пошел на Киев. Город был взят, а Ярополк убит. В результате многочисленных военных походов Владимир подчинил себе крупнейшие города.
. Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Рядом с княжеским двором были установлены кумиры языческих богов, там же проводились жертвоприношения, в том числе человеческие. Подобные капища были установлены во многих городах Руси. Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон. В 983 году, после одного из походов, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга- христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
Но Господь готовил князю иное поприще. Обращение Владимира в православную веру митрополит Иларион, младший современник святого, объясняет божественным откровением, подобно тому, которое по пути в Дамаск испытал гонитель христиан Савл: «И приидет на него посещение Вышнего, призри на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения». По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от булгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи из Хазарского каганата и византийские богословы. Князь расспрашивал каждого об их вере. Самое сильное впечатление произвел на него православный миссионер, который в заключение своей беседы показал ему икону Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, говорили они потом Владимиру, на земле мы стояли или на небе».
Между тем князь, склоняясь к принятию веры от Византии, не желал умолять своего достоинства перед лицом императора. В то время Византийскую империю сотрясали удары мятежного полководца Варды Фоки, который уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий II и Константин VIII, обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Заключили договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое крещение и при этом условии получить руку царевны. Великий князь крестился и направил в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопились выполнять свою часть договора.
В. Васнецов. Крещение князя Владимира
Возмущенный их лукавством, князь Владимир двинулся со своими войсками в древний Херсонес, византийский порт на Крымском полуострове, завоевал город и выдвинул ультиматум императорам. Его послы прибыли в Константинополь за царевной. С Анной на Русь прибыли епископы и священники со многими иконами, мощами и богослужебными книгами. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви. Царевна Анна ради спасения рода русского, к Богу обратиться готового, да отечеству своему, греческому царству, мира желая, снизошла к совету и мольбе братьев своих и сказала со слезами: «Воля Господня да будет!» И послали ее цари морем в кораблях с архиереем Михаилом, со священниками и со знатными боярами. И когда они достигли Херсонеса, встретили ее с честью и отвели в царскую палату.
Как раз в то время, за несколько дней до ее прибытия, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И начал он сомневаться в святой вере и в крещении, внутренне колеблясь и говоря: «Боги русские разгневались на меня за то, что я хочу их оставить и иную веру принять, и послали мне наказание слепотой». Царевна же велела ему передать: «Если хочешь быть здоров и видеть, скорее прими святое крещение, иначе от слепоты своей не избавишься. Если же крестишься, то не только от телесной слепоты, но разом и от душевной освободишься». Услышав это, Владимир ответил: «Если окажется правдой то, что ты говоришь, я поверю, что велик Бог христианский». И тут же, призвав епископа, попросил святого крещения. Епископ же сначала огласил его и в святой вере хорошо поучил, затем в церкви Святой Софии, стоявшей посреди города, крестил и нарек ему имя Василий.
При крещении же его произошло чудо, подобное тому, что было с Савлом, гнавшим Божию церковь и ослепшим от блиставшего на его пути в Дамаск небесного света: когда слепой Владимир вошел в святую купель, а епископ по ходу чина крещения возложил на него руки, тут же спала как чешуя с глаз его слепота, и он прозрел и прославил Бога за то, что тот привел его в истинную веру, и век благодарил Христа Господа, радуясь и веселясь. Увидев то чудо, и бояре, и воины его крестились, и была большая радость среди руссов и греков, а особенно среди святых ангелов на небесах, ведь если об одном кающемся грешнике те радуются, то насколько больше о столь великих душах, Бога познавших, возрадовались они, и «слава в вышних Богу» воспели.
Совершилось крещение Владимира, бояр его и воинов в Херсонесе в лето бытия мира 6496, от воплощения же Бога Слова в 988. Взял Владимир из Херсонеса с архиереем Михаилом, который был первым митрополитом всея Руси, и многих священников, клириков и монахов. Забрал оттуда и мощи святого священномученика Климента, папы римского, и ученика его Фива, и святые иконы, и книги, и всякую утварь церковную. И пришел Владимир в Киев с радостью великой, славя Христа Бога. И тут же начал он старательно заботиться о просвещении стольного города своего Киева и всей святой русской державы.
Первым делом велел Владимир крестить сыновей своих. И были они крещены митрополитом Михаилом в одном источнике, источник тот находился на горе над Днепром, с того времени и доныне называется то место Крещатиком. Затем послал Владимир глашатаев по городу, повелевая, чтобы наутро все собрались на реке Почайне, из Днепра вытекающей и вновь в Днепр впадающей, старые и молодые, большие и маленькие, богатые и бедные, мужчины и женщины, предупреждая, что кого не окажется в назначенное время на реке, тот будет противен Богу и великому князю.
Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра. И когда наступило утро, пришел сам князь с боярами на реку, и архиерей с ним, и все священники, и собрался весь город к реке, всякий чин и возраст, обоего пола людей бесчисленное множество на месте, где ныне стоит церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И повелено им было, сняв одежды, войти в реку - отдельно мужскому полу, отдельно женскому, более старшим - в более глубокие места, маленьким же стать недалеко от берега. И стояли они в воде кто по шею, кто по пояс, разделившись на группы. А священники в иерейских облачениях, стоя у берега на специально для этого устроенных досках, читали над народом молитвы, при крещении подобающие, и давали им имена каждой группе какое-то одно имя, и велели им трижды погрузиться в воду, а сами взывали над ними, призывая согласно чину крещения имя святой Троицы.
Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в самом великом князе и во всем русском народе. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русского духа, рождение народа, призванного Богом к невиданным подвигам христианского служения человечеству. Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их поставить церкви. Для утверждения веры в ново просвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир «на чаша от отцов и матерей взимать младые дети и давати в училище учиться грамоте». Такое же училище было устроено в Новгороде и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любо мудрых философов», говорит летописец.
Святой Владимир правил Русским государством 37 лет ( ), из них 28 лет прожил во святом крещении. 15 июля 1015 года Креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове Его тело было погребено в выстроенной самим князем Десятинной церкви. Мощи положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе рядом с такой же ракой царицы Анны. 2. Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский красно солнышко!»
Народное почитание равноапостольного князя началось на Руси очень рано, практически сразу после его смерти. Повсюду на Руси возведены храмы во имя равноапостольного князя Владимира, памятники, свидетельствующие о его христианском подвиге. Воздвигнут такой памятник и в областном центре Белгороде. Скульптура органически вписалась в современный пейзаж. Памятник призван побуждать молодое поколение к познанию истории своего Отечества и родного края. Монументальная фигура служит напоминанием о наших истоках, славном прошлом, неразрывной связи времён. Памятник символизирует глубокое уважение современных россиян к крупному государственному деятелю, который на исходе 10 века принял подлинно судьбоносное решение – о введении христианства на Руси, положив начало великому историческому повороту в жизни славян, дал могучий стимул к укреплению государственности, прогрессу общества, формированию новой цивилизации.