Мораль и право – норма жизни Деловая игра Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Каменка Самойловского района Саратовской области» в с. Благовещенка Заместитель по воспитательной работе: Шведченко С.С.
Цель и задачи мероприятия: правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.
Знать и не нарушать права человека – обязанность каждого гражданина. Не знание закона не освобождает от ответственности.
Для жизни и здоровья, для счастья и успеха потенциальную угрозу несут: насилие, нападение, наркотики, тяжелые заболевания.
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность. - Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. - с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются: в судах на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних; в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных правонарушениях на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия, мелкое хулиганство, неправомерное завладение имуществом без цели хищения, уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ; жестокое обращение с животными; повреждение транспортных средств общего пользования; групповые передвижения с помехами для дорожного движения; повреждение телефонов-автоматов; распитие спиртных напитков и появление в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах; приставание к прохожим; приобретение самогона и др.
«Мои права» Командам дается список возможных прав и свобод человека. З а д а н и е: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством. На задание дается 2 минуты. Баллы подсчитываются по числу правильных ответов. П е р е ч е н ь п р а в. Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Право на отсутствие рабства. Право на жилище. Свобода слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган. Право создавать семью. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
– «Ассоциации» Капитану называют термин. Просят назвать слова- ассоциации. Рефери записывает слова. Затем ассоциации за 1 минуту называют все оставшиеся члены команды по очереди. Рефери фиксирует число совпадений. За каждое совпадение дается 1 балл. Подсчитывается общее число баллов. Определяется и награждается победитель и участники. Т е р м и н ы д л я ассоциаций. Организация, ассамблея, коллектив, школа, дело, решение, парламент
Сейчас на сцене будут разыграны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами. Это задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение другая команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов. Этюд 1 Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? Ответ. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК. Этюд 2 Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!» Вопрос: Имеют ли право Олег 12 лет и Алексей 17 лет заниматься предпринимательской деятельностью? Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст. 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.
Этюд 3 Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Вопрос: Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет. Ст. 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. З а д а н и е третье. – Сейчас я назову три ситуации. Вам будет дано время, чтобы обсудить каждую из них и разобраться, кто прав, кто виноват.
Ситуация 1 Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!» Вопрос: Прав ли он? Ответ: Ст. 192 ТК гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение. Ситуация 2 На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3 Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Вопрос: Будут ли ребята наказаны? Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК). Жюри подводит итоги первого тура. В е д у щ и й. Мы продолжаем правовую игру «Мой взгляд». Впереди второй тур – литературный. Сейчас каждой команде дадут предметы. Вам нужно отгадать, какому герою они принадлежат. 1-й п о д н о с: трость, трубка, скрипка, лупа. (Шерлок Холмс.) 2-й п о д н о с: планшет, фуражка. (Анискин.) 3-й п о д н о с: котелок, жилет, трость. (Эркюль Пуаро.) Подведение итогов. В е д у щ и й. Мы переходим ко второму заданию. Вам предстоит по описанию узнать знаменитых героев популярных фильмов, а также назвать другие кинокартины, в которых встречались эти герои. Итак, ответ принимается при поднятии руки. 1. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за «черной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов.) 2. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, и любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд, «Агент 007», «Живи и дай умереть», «Лицензия на убийство».) 3. Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент – скрипка. Его любимая опера – «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс.)