Метрическая система мер Учебно-исследовательский проект Проект выполнили ученики 5 класса
« Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука не мыслима без меры»
Актуальность проблемы Измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать который час.. Но так было не всегда. В древности длины измеряли локтями, длиной ступни, длинами зерен, а массу- массами зерен, воды определённого объёма и т.д. Говорят: « Нет будущего без прошлого», поэтому современному человеку нужно знать историю развития вычислений для расширения своего кругозора.
Гипотеза: Метрическая система мер не нужна
Задачи: Изучить историю возникновения единиц измерения. Подобрать задачи, содержащие старинные меры измерения. Подобрать пословицы, поговорки о мерах. Ц ель: Выяснить необходимость применения единой метрической системы мер
Ход исследования Исследовательски е группы Математики Литературоведы Историки
Этапы реализации проекта Историки Как с древних времён люди учились измерять разные величины? Какова необходимость создания метрической системы мер? Литературове- ды Пословицы и поговорки о мерах Старинные меры в русском языке Математики Применение на практике различных единиц измерения Подбор задач на применение старинных мер измерения
Результаты исследований «Историков» Ещё в глубокой древности люди испытывали потребность в измерениях разного рода. Необходимо было измерять время, расстояния, размеры тел, ёмкости сосудов, площади участков земли, массы различных предметов. Для измерения величин нужны были определённые меры: ладонь, локоть, сажень, верста, дюйм, фут, ярд, четверть, чарка, фунт, пуд, золотник, миля и другие. Такие единицы измерения являлись различными для разных людей. В веках в одной лишь только Германии насчитывалось 40 различных футов и локтей, 30 различных центнеров, 24 различных мили. Тогда и возникла необходимость в создании определённых общегосударственных единиц измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения- эталоны. Для измерения различных величин( очень маленьких и очень больших) необходима не одна единица измерения, а целая система мер. В 1790 году Национальное собрание Франции приняло декрет о реформе системы мер. Была создана метрическая система мер.
Результаты исследования «литературоведов» Ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи версты, сажени, аршины, фунты, пуды. Появились новые меры веса и длины с новыми названиями. Но остались они в крупицах народной мудрости, в пословицах и поговорках: « Мерит на свой аршин». «Семи пядей во лбу». « Косая сажень в плечах». « От горшка два вершка, а уже указчик» « Сам с ноготок, а борода с локоток». « Мал золотник, да дорог». « На версту отстанешь- на десять догоняешь» и другие Мы – частица нашей великой России, и нам помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его, украшать.
Результаты исследования «математиков» Складывать и вычитать можно только однородные именованные числа, т.е.результаты измерения одинаковых величин. Например, можно найти сумму и разность 4 м и 8 дм, но нельзя найти сумму или разность 4 м и 8 кг. Не все именованные числа можно умножать и делить. Бессмысленно, умножать гектары на часы или делить литры на метры. Но при делении (км) на (ч) получим именованное число (км/ч), в таких единицах измеряется скорость. Представьте, что каждый бы измерял время по- своему, в своих собственных единицах измерения времени, тогда люди не смогли бы понять друг друга. Например, Саша Мудрецов в качестве единицы измерения расстояния выбрал длину своего указательного пальца. И вот его встречает на улице человек и спрашивает: -Скажи, далеко ли отсюда до вашей школы? -Да, порядочно, больше миллиона… -Чего миллиона? -Миллиона единиц длины. -Не может быть, ведь вот, кажется, виднеется ваша школа… -Очевидно, что прохожий не смог понять Сашу.
Задачи на применение старинных мер 1. Задача Магницкого Л.Ф. (из «Арифметики») Некий торговец купил 113 баранов старых и молодых, дал 49 рублей 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, калико старых и молодых баранов купил он. 2. Задача «Собака и заяц» Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака- за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? 3. Задача. Длина колоды 6 аршин. За 1 минуту от этой колоды отпиливают 1 аршин. За сколько минут распилят колоду?
Практические задания 1. Измерить длину веревки: в локтях, в метрах. 2. Измерить длину классной комнаты: в ступнях, в метрах. 3. Измерить вес портфеля в килограммах и выразить в футах.
Может ли каждый человек сам выбирать единицы измерения?
Выводы: В результате исследования и обработки анкетных данных пришли к выводу: Что если бы каждый человек измерял по своему, в своих собственных единицах измерения, то люди не смогли бы понять друг друга. Поэтому единицы измерения не должны быть случайными, произвольными, а должны быть всеобщими, принятыми всеми людьми, и притом такими, которые можно всегда восстановить в случае потери, т. е. необходима единая метрическая система мер.
Информационные ресурсы 1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., 1981 г. 2. Каменская Е.Н., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1975 г. 3.«Пословицы и поговорки русского народа» сборник В. Даля М., 1984 г. 4.« Словарь русских пословиц и поговорок» Жуков В.П., М.,