Условная компиляция Условная компиляция C / С++Pascal Условная компиляция выполняется с помощью специальных директив и позволяет выборочно компилировать части исходного кода программы. В С/С++ эти директивы входят в состав препроцессора, назначение которого – обработка исходного текста программы до ее компиляции (на первой фазе компиляции). Директивы препроцессора размещается в любом месте программы (каждая в отдельной строке). Они начинаются с символа # ## #, перед которым в строке могут быть только пробелы, например, #define MAX 10. Обработки директив препроцессора обычно включает следующие действия: замена идентификаторов заранее подготовленными последовательностями символов; включение в программу текстов из указанных файлов; исключение из программы отдельных частей ее текста, условная компиляция; макроподстановка, то есть замена обозначения параметризованным текстом, формируемым препроцессором с учетом конкретных аргументов. Директива компиляции является комментарием со специальным синтаксисом. Pascal допускает указание директив компилятора в любом месте, где допустимы комментарии. $ Директивы компилятора начинаются с символа $, который является первым символом после открывающего комментарий разделителя, а за ним сразу указывается имя (одна или больше букв), обозначающие определенную директиву, например, {$A+}. Есть три типа директив: +- - Директивы переключения. Эти директивы включают определенные свойства компилятора или выключают эти свойства с помощью + или -, указанных сразу же после имени директивы. - Параметрические директивы. Эти директивы задают параметры, которые влияют на компиляцию, например: имена файлов и размер памяти. - Условные директивы. Эти директивы управляют условной компиляцией частей исходного текста в зависимости от условных символов, определенных пользователем. ВМП 1
Директивы условной компиляции Директивы условной компиляции C / С++Pascal Директивы #if, #else, #elif, #endif – позволяют в зависимости от константного выражения включать или исключать те или иные части кода программы. Формат: #if … [#elif …] [#elif …] … [#else …] #endif Если находящееся за if константное выражение истинно, то компилируется код расположенный между #if и #endif, иначе компилируется код после блока #else код. #elif – это else if – оператор организующий цепочку if-else-if, если константное выражение 1 – истинно, то компилируются операторы этого субблока и происходит переход к else. Иначе проверяется выражение 2 и т.д. Вложенность директив #if и #elif в языке С – до 8-и уровней, а в С++ – до 256. В константных выражениях можно проверять, например, определена ли константа: #if defined(_BORLANDC_) && _BORLANDC_ == 0x530 Имеются две основные конструкции условной компиляции. Первой конструкцией является конструкция: {$IFxxx}... {$ENDIF} – она компилирует код между {$IFxxx} и {$ENDIF} только в случае, если условие, указанное в {$IFxxx}, True. Если же это условие имеет значение False, то исходный текст между этими двумя директивами игнорируется. $IFxxx – принимает значения: {$IFOPT } – если переключатель в указанном состоянии Например: {$IFOPT N+} type real = extended; {$ENDIF} {$IFDEF } – если идентификатор определён Например: {$IFDEF CPU87} {$N+} type real = double; {$ENDIF} {$IFNDEF } – если идентификатор не определён Например: {$IFDEF CPU87} {$N-} type double = real; {$ENDIF} Вложенность директив – до 16-и уровней. Для каждого {$IFxxx} соответствующая директива {$ENDIF} должна находиться в том же исходном файле. 2 ВМП
Директивы условной компиляции Директивы условной компиляции C / С++Pascal Директивы #ifdef, #ifndef – позволяют управлять компиляцией в зависимости от того, определен ли с помощью директивы #define указанный в них идентификатор. #ifdef – if define (если определено), #ifndef – if not define (если не определено). Формат: #ifdef … //код компилируется, если #endif // определено #ifndef … // код компилируется, если #endif // не определено Вложенность директив #if и #elif в языке С – до 8-и уровней, а в С++ – до 256. Пример: использование #if #if MAX > 100 #if SERIAL_VERSION int port = 198; #elif int port = 200; #else char out_buffer[100]; #endif Часто эти директивы используют для объявления заголовочного файла только один раз ( обычно в заголовочных файлах используется макросы и проверяют их ): #ifndef CMPL #include "cmplx.h" #define CMPL #endif Второй конструкцией условной компиляции является конструкция: {$IFxxx}... {$ELSE}... {$ENDIF} которая приводит к компиляции либо исходного текста между {$IFxxx} и {$ELSE}, или исходного текста между {$ELSE} и {$ENDIF} в зависимости от условия, указанного с помощью {$IFxxx}. Например: {$IFDEF CPU87} {$N+} type real = double; {ELSE} {$N-} type single = real; double = real; extended = real; comp = real; {$ENDIF} Условная компиляция основывается на вычислении условных идентификаторов. Условные идентификаторы определяются и раз определяются (становятся неопределенными) с помощью директив: {$DEFINE } – определяет имя идентификатора (до отмены) {$UNDEF } – отменяет имя идентификатора 3 ВМП
Макрокоманды (макросы) Макрокоманды (макросы) C / С++ Макрокоманды (макросы) являются расширением языка и имеются во всех развитых языках программирования, как в высокоуровневых (Си/Паскаль), так и в Ассемблере. Макрокоманда служит для представления часто встречающегося однотипного кода под одним именем. В отличие от функции, которая существует в одном экземпляре и просто вызывается когда это необходимо, содержимое макрокоманды подставляется вместо её имени всякий раз когда она встречается. Способом применения макрокоманда похожа на константу, где имя константы заменяется соответствующим ей значением при компиляции. В C/C++ макрокоманды объявляется в директиве препроцессора #define [( )] В теле программы используется, которое при препроцессорной обработке заменяется на, который может быть константой или значением выражения. Макрокоманды и именованные константы облегчают чтение ваших программ, заменяя сложные выражения и числовые константы смысловыми именами. Они позволяют расширить синтаксис языка новыми ключевыми словами. В процессе компиляции компилятор С/C++ использует препроцессор, для замены каждой именованной константы или макрокоманды соответствующим значением (выполняет макроподстановку – macro replacement). Макрокоманды выполняются быстрее функций, но увеличивают размер выполняемой программы. \ Если определение макрокоманды выходит за пределы одной строки, надо в конце каждой строки поместить символ обратного слеша - \, чтобы информировать препроцессор о том, что определение продолжается на следующей строке. Примеры: #define true 1 #define false 0 #define CUBE(x) ((x)* (x)* (x)) ……. result = CUBE(g); Определение констант Подстановка макрокоманды 4 ВМП
Макрокоманды (макросы) Макрокоманды (макросы) C / С++ Предопределенные макросы В языке С/С++ существует шесть встроенных (стандартных) имен макросов: _ _FILE_ _ - строка с полным именем текущего файла _ _LINE_ _ - номер текущей строки компилируемого кода Содержимое этих макросов изменяется директивой #line [ ], где - положительное число, задающее номер текущей строки, а - любое допустимое имя файла, задающее имя текущего файла. _ _DATE_ _ - дата компиляции файла, в формате месяц/день/год _ _TIME_ _ - время компиляции файла, в формате часы:минуты:секунды _ _STDC_ _ - макрос определен, когда компилятор работает в режиме совместимости с ANSI С-компилятором, иначе – макрос не определен (STandarD C). _ _cplusplus - макрос определен, если используется компилятор С++, если используется компилятор С – макрос не определен. 5 ВМП