Из истории… В 1870 году английское адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и 523 моряка. Это было неожиданно для всех, кроме одного человека (ученого-кораблестроителя В.Рида), который провел предварительно исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с игрушкой не поверили. Модель – неоценимый и бесценный помощник инженеров и ученых не сразу нашла признание.
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.
Что можно моделировать? Материальный объект: детская игрушка корабль атомы, молекулы… Явления: гроза магнитные силы землетрясение Процессы: модель развития Вселенной модели экономических процессов
Что такое модель? Почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта, отражающее существенные с точки зрения цели моделирования свойства изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование – деятельность человека по созданию модели.
Для описания и исследования одного и того же объекта могут использоваться разные модели. Модель поверхности Земли в виде карт: политических, физических, … Неоднозначность модели Свойства объекта, отраженные в модели, зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей.
В механике – материальная точка Исследование человека в рамках различных моделей: В химии – объект, состоящий из различных химических веществ В биологии – система, стремящаяся к самосохранению В кибернетике – производственные функции человека (робот) Манекен в витрине – имитация внешнего вида
Для описания и исследования разных объектов может использоваться одна и та же модель. Описание движения планет, автомобиля, мяча – модель движения материальной точки.
Система -это целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой. Целостное функционирование - важный признак системы. Система = элементы + связи между ними
Процесс превращения множества объектов в систему называется систематизацией.
Классификация моделей Материальные (натурные) информационные - физическое подобие объекта (воспроизводят геометрические и физические свойства объекта). Всегда имеют реальное воплощение. Примеры: Макеты зданий, кораблей, самолетов; Модель Земли – глобус; Модели молекул и кристаллических решеток… - описание объекта (не имеют материальной основы, строятся на информации) Примеры: - рисунки, фото - формулы, тексты - таблицы (таблица Менделеева) - блок-схемы - графы
Объект моделирования - человек ЦОР к учебнику Семакина:
Информационные модели Вербальные Графические Математические Табличные - словесные - описание объекта моделирования на естественном языке. - карты, чертежи, схемы, графики. - количественные характеристики и связи между ними (формулы). - таблицы S = V * t
Формализация -замена реального объекта его формальным описанием (с помощью знаков), т.е. информационной моделью. Знаки: буквы, цифры, рисунки, математические или химические формулы. Самая формализованная наука – математика.
Адекватность модели Если модель дает удовлетворительные результаты при решении задач, то говорят, что модель адекватна рассматриваемому объекту. Руанский собор в полдень. Руанский собор. Гармония в коричневых тонах Руанский собор. Гармония в голубом Серия картин «Собор в Руане»Клода Моне
Карта - описывает (графически) конкретную местность, которая является для нее объектом моделирования.
Схема - графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое.
Чертеж - точное графическое изображение объекта.
График - изображение различных процессов, наглядное представление числовых данных.
Задание на закрепление Мысленно представьте прямоугольный треугольник. Составьте информационную модель данного объекта в виде: А) графической модели Б) словесной модели В) математической модели Прямоугольным называется треугольник, у которого один из углов прямой.
Домашнее задание Учебник Семакин И.Г. § 6, §7. Уметь отвечать на вопросы после параграфов. Карточки по вариантам.
Используемые ресурсы: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – 341 с.: ил. ЦОРы к учебнику Семакина И.Г. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
Изображения с сайтов: html html html html htm html 082&PAGEN_1=12http:// 082&PAGEN_1= htm htm