Биосфера
План урока Историческая справка Структура биосферы a)границы биосферы b)косное вещество c)живое вещество Круговорот веществ в природе Влияние человека на биосферу Домашнее задание.
Историческая справка Понятие о биосфере впервые ввёл в науку Ж.- Б. Ламарк; В 1875 г. Этот термин воскресил австрийский геолог Э. Зюсс; Около 70 лет назад русский учёный, академик В. И. Вернадский разработал учение о биосфере.
В. И. Вернадский Биосфера – оболочка Земли которая заселена и преобразуется живыми организмами.
Структура биосферы Живое вещество – образовано совокупность организмов; Биогенное вещество – создаётся в процессе жизнедеятельности организмов; Косное вещество – образуется без участия живых организмов; Биокосное вещество – результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов.
Границы биосферы Верхняя граница ограничена озоновым слоем Нижняя граница температурой земли.
Заселены живыми организмами
Биомасса Общая масса живых организмов 2,43*10 12 тонн
Биомасса суши Растения - 99,2% Животные и микроорганизмы – 0,8%.
Биомасса океана Животные и микроорганизмы – 93,7% Растения – 6,3%.
Распределение биомассы по планете
Функции биомассы
Круговорот веществ в природе – главная функция биосферы УГЛЕРОДА АЗОТА
Влияние человека на биосферу
Современный человек сформировался около 30 – 40 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу, сферу разума.
Негативное воздействие человека на природу Нерациональное использование природных ресурсов; Истребление биологических видов; Загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами; Разрушение естественных экосистем.
Влияние загрязнения среды на здоровье человека Отравление организма; Поражение дыхательных путей; Злокачественные опухоли; Понижение иммунитета; Поражение нервной системы; Нарушение процессов кроветворения; Аритмия; Заболевания сердца.
Некоторые меры по охране природы Создание заповедников, заказников, национальных парков; Запрещение охоты на самок с детёнышами; Регламентация лова рыбы; Лесоразведение; Установка очистных сооружений на промышленных предприятиях; Красная книга России.
Домашнее задание Поработав с учебником и дополнительной литературой, найдите и запишите в тетрадь новые для вас примеры позитивного и негативного воздействия человека на природу.