МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 200 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА Исследовательская работа по теме: «Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника» Выполнила: Тимашова Виктория ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ 200 Руководитель: Ю. В. Бялик учитель биологии МОУ СОШ 200 г. Белогорск, 2010
Цель: изучить влияние учебной нагрузки на учеников 11 классов нашей школы и выявить причины их усталости. Задачи: проанализировать уровень заболеваемости учащихся 11 классов МОУ СОШ 200 за 3 года; выявить причины вызывающие усталость школьников; изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы. Гипотеза Предположим, что правильно организованное обучение способствует благоприятному развитию учащихся и укреплению их здоровья. Объект исследования: школьники 11 классов. Предметом исследования: образовательный процесс 11 классов.
Методы исследования: теоретический (анализ литературных источников по теме исследования); анкетирование школьников; статистический (анализ полученных анкетных данных); мониторинг медицинского осмотра учащихся 11 классов за три года; графический (построение диаграмм)
Группы здоровья учащихся 11 классов 2010 г. Диаграмма 1
Структура заболеваемости учащихся 2010 г. Диаграмма 2
Результаты анкетирования «Выявление причин, вызывающих усталость у школьников» 1. Что у вас вызывает усталость в школе? а) количество уроков в один день. б) совпадение письменных работ в 1 день. в) большой объем информации г) большой объем д/з. д) состояние здоровья. е) время года. Диаграмма 3
2. С каким желанием вы садитесь за выполнение д/з? а) с желанием б) без желания в) с чувством долга Диаграмма 4
3. В какое время суток вы выполняете д/з? а) сразу после уроков б) вечером в) ночью г) никогда Диаграмма 5
4. Во сколько вы ложитесь спать? Диаграмма 6
5. Сколько времени вы тратите на выполнение д/з? Диаграмма 7
6. На какой предмет уходит больше времени на выполнение д/з Диаграмма 8
7. Завышается ли объем д/з по предметам. Если да, то, по каким ? Диаграмма 9
8. Задают ли вам трудоемкие, но малоэффективные д/з? Диаграмма 10
9. Устаете ли вы после выполнения д/з? Диаграмма 11
Вывод: 1. Испытывают усталость от большого количества уроков в день – 54% 2. От большого объёма д/з – 45% 3. От совпадения письменных работ – 45% 4. Выполняют д/з вечером – 56% 5. Выполняют д/з с чувством долга – 80%
Анализ результатов анкетирования «Влияние учебной нагрузки на состояния здоровья школьников» Диаграмма 12
Диаграмма 13
Диаграмма 14
Вывод: 1. Проведенное исследование позволило выявить уровень заболеваний обучающихся 11-х классов МОУ СОШ Результаты анкетирования учеников о влиянии учебной нагрузки на состояние здоровья школьника являются объективно обусловленными и характеризуются возрастными особенностями. 3. Но необходимо обратить внимание на результаты анкетирования по выявлению причин усталости у школьников. А именно на такие критерии, как: учебная нагрузка в день, количество д/з и на соблюдение режима дня учащихся.
Общий вывод: Проведя анкетирования я получила следующие результаты: 1. большой процент заболеваний приходится на ухудшение органов зрения 41%. 2. преобладающей группой здоровья, является 2 (57%) учащихся. 3. результаты анкетирования учеников о влиянии учебной нагрузки на состояние здоровья школьника являются объективно обусловленными и характеризуются возрастными особенностями. 4. обратить внимание на результаты анкетирования по выявлению причин усталости у школьников.
Таким образом, выдвигаемая мной гипотеза о правильно организованном обучении способствует благоприятному развитию учащихся и укреплению их здоровья подтвердилась частично. Следует учитывать, возрастные особенности учащихся и обратить внимание отдых школьников: - проводить разнообразные уроки, меняя виды деятельности; - проводить физминутки и гимнастику для глаз. Следовательно, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей.