Урок по ФГОС
Этап изучения нового материала
Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить. Английская поговорка Плохой учитель дает истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег.
Модель «будущих знаний»
Ассоциативные схемы (Mind maps)
Основные принципы создания ассоциативных схем: Начинайте схему в центре листа с главного элемента, от которого ответвляются другие элементы. Записывайте только одно слово или символ для обозначения одного пункта, который хотите запомнить, одну главную тему для каждой ветви. На одной ветке разместите лучиками родственные пункты. Для похожих тем берите карандаши или маркеры одного цвета. Рисуйте столько рисунков и символов, сколько сможете. Когда закончите рисовать ветку с ответвлениями, обведите ее цветной линией.
«Умное» чтение
Советы для умного чтения: Четко сформулируйте, какую информацию вы ищете. Начните со вступления, содержания или аннотации (основная информация находится именно там). Расположите книгу на расстоянии 50 см, чтобы видеть всю страницу. Запомните структуру разделов книги: название раздела и первый параграф раскрывают тему, центральная часть углубляет и поясняет ее, в конце – итог. Просмотрите подзаголовки (или другие подсказки, иллюстрации, подписи, выделенный текст и т.п.). Проведите указательным пальцем по тексту, проследив за ним глазами сверху вниз (беглое, выборочное чтение). Найдите то, что нужно, зафиксируйте (номер страницы на листке, а если книга ваша, то подчеркните нужное маркером или карандашом в самом тексте). Зарисуйте фрагменты ассоциативной схемы в соответствии с найденной информацией, чтобы запомнить ее и выделить главное. После беглого изучения всего источника информации объедините все фрагменты схем: перерисуйте их так, чтобы найденные вами материалы были расположены в логической последовательности (итог работы).
Диалог Ривина
Алгоритм работы с абзацем Найдите в тексте новые слова и словосочетания. Объясните их значение (своими словами) или найдите в тексте, при необходимости воспользуйтесь дополнительной литературой. Составьте предложение с новыми словами, убедитесь, что вы их правильно поняли. Найдите основное слово или словосочетание абзаца. Устно объясните, почему вы считаете его основным. Составьте предложение с основным словом, чтобы передать идею абзаца, придумайте второе предложение, выберите, на ваш взгляд, лучшее. Лучшее предложение запишите в тетрадь. Основным словом могут быть предметы, явления, персоналии, события, о которых говорится в абзаце. Установите связи, зависимость между этими объектами. Подготовьте ответы на вопросы учебника или предложенные учителем, учениками. Подготовьте вопрос для товарища. Придумайте опоры, чтобы объяснить другому ученику содержание абзаца. Определите перспективу развития идеи, проблемы, признака, сферу применения новых понятий. Свяжите новую информацию с ранее изученным или прочитанным материалом.
Как работать с документом Назовите автора документа. Кто, кроме автора, принимал участие в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Какую дополнительную информацию смогли бы вы найти об авторе документа? Когда был написан или создан документ? Насколько значимым в истории был период, когда был подготовлен документ? Где произошли события, о которых говорится в документе? Какое значение имеет место, где произошли упоминаемые в документе события? Какие факты были упомянуты в документе? Какие выводы можно сделать, опираясь на них? Почему был создан этот документ? Что стало поводом для его создания? Что стало причиной описанных в документе событий? Помог ли вам документ больше узнать об историческом событии как предмете изучения?
Изучение основных понятий
Структурно-логические схемы
«Видимо-невидимо»
Синтез чтения и практической работы «Познайка» «Стражи» Театр «Мим» «Шпаргалки» «Шерлок Холмс» «Философы» «Ожившие модели»
Философские категории Особенности Общее Единичное Содержание Форма Явление Сущность
Как люди создали школу по нашептыванию дьявола: Ребенок любит природу, поэтому его закрыли в четырех стенах. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Ребенок не может не двигаться – его обездвижили. Ребенок любит работать руками – его заставили учить теории и идеи. Ребенок стремится понять – его заставили заучивать на память. Ребенок хотел бы самостоятельно искать знания – ему все дают в готовом виде. (Фарьер, швейцарский педагог)