Поведение потребителя в рыночной экономике Цель : изучить поведение потребителя в рыночной экономике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Advertisements

Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Микроэкономика Основные вопросы темы: Основы теории потребительского поведения 1. Полезность: общая и предельная 2. Количественная (кардиналистическая)
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Экономика 10 класс. Проверка домашнего задания Дайте определение потребителя в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителя» Какие условия необходимы,
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Транксрипт:

Поведение потребителя в рыночной экономике Цель : изучить поведение потребителя в рыночной экономике

Основные вопросы темы: 1. Полезность: общая и предельная 2. Количественная (кардиналистская) теория потребительского поведения 3. Порядковая (ординалистская) теория потребительского поведения

Три вопроса, стоящие перед потребителем Что купить? Полезность Сколько стоит? Цена Хватит ли денег? Доход

некоторые понятия и термины: экономическое благо; полезность; цена; товар; потребность; взаимозаменяемые блага.

Полезность блага (U ) - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.

В зависимости от количества рассматриваемых благ различают предельную и общую полезность. Общая полезность (ТU) (AU) – это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора благ. Предельная полезность (MU) - это добавочная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ.

Г.Госсен Первый закон Госсена По мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (Закон убывающей предельной полезности)

Второй показатель, характеризующий полезность, - это совокупная (общая, суммарная) полезность (ТU)(АU) Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита : почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги. Дело в том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена, и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено, и их предельная полезность высока, поэтому и цена воды низкая, а алмазов - высокая.

Потребитель, который стремится максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами, - это рациональный потребитель. (характеристика) Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода) (равновесие потребителя)

Существуют две версии теории потребительского поведения: количественная, или кардиналистская (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.); порядковая, или ординалистская (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.).

Постулаты теории потребительского поведения Множественность видов потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг и не пресыщен ими. Транзитивность - постоянство и согласованность вкусов потребителя. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать товар А (йогурт) товару С (молоко). Взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя. Убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага.

2. Количественная (кардиналистская) теория потребительского поведения Количественная (кардиналистская) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - «утиль» (от англ. - utility - полезность). Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.Визер

Вопрос 2 Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

где MU - предельная полезность благ a, b, c; Р - цена благ a, b, c. Правило максимизации полезности (второй закон Госсена )

Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С. Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.

Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20 утилей), а наименьшую - товар А (10 утилей). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям ( ). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно создаст такие условия, при которых предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей ( ). Если никакое перераспределение дохода не позволит увеличить совокупную полезность, это означает, что достигнуто состояние равновесия.

3. Порядковая (ординалистская) теория порядковая (ординалистская) теория потребительского поведения: субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора благ для потребителя. Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания).

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя

Предельная норма замещения показывает, насколько можно сократить благо Y при увеличении потребления блага X на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворения потребностей.

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

Бюджетная линия (BL) - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия : сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит равное снижение цен двух товаров; сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен; меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально. Оптимальный набор должен отвечать двум требованиям : а) его координаты должны находиться на бюджетной линии; б ) он должен быть предпочтителен по сравнению с другими.

Выводы 1. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность зависит от интенсивности потребности в товаре и его количества. Полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, называется совокупной полезностью, полезность, приносимая дополнительной единицей блага, - предельной полезностью. Согласно закону убывающей предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемых благ предельная полезность падает. Совокупная полезность по мере увеличения количества потребляемых благ возрастает, но все замедляющимися темпами. 2. Согласно количественной теории потребительского поведения, рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны. 3. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия, отражающих совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя, и бюджетных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории, потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потребителя - это состояние, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Литература Основная 1. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров, 2011, гл.5. Дополнительная 1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, История экономических учений/Под ред. В.С.Автономова, О. И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. -М.:ИНФРА-М, Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учебник. – М.:Норма, 2009.