ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ Урок ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами.
ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ ХРИСТИАНСТВА Иконопись Икона – от греческого слова «образ», «изображение». Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлен, - Иисусу Христу, Богоматери, святым. Икона Божьей Матери "Казанская"
Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа. Простые, незатейливые иконы на выскобленных полках крестьянских домов и домашние иконостасы личных молелен, сверкающих разноцветьем стеклянных и серебряных лампадок. Николай Чудотворец. XVII в. Муромская икона Божией Матери
Первые иконы напоминали собой позднеримский портрет, они написаны энергично, в реалистической манере, чувственно. Самые ранние из них найдены были в монастыре св. Екатерины на Синае и относятся к V-VI вв. Часто это были небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь Иоанн Креститель. Кон. V - VI в. в. Апостол Петр. Синай. VII в.
Иконопись на Руси Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче. Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской. Св. Вмч. Георгий Победоносец Киевская Русь. (Византийский мастер ?) XI век.
Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь. Вообще из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Фрески Софийский собор в Киеве. Святая София Киевская Фреска "Мария и Елизавета« в Софийском соборе в Киеве
Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли.
Фрески Софийского собора в Киеве
Иконы древнего Новгорода Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде. Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Сохранился ряд новгородских икон XII начала XIII вв.
Спас Нерукотворный В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту. Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой. (Хранится в Третьяковской галерее) Одна из легенд рассказывает о том, что когда Христос шел на Голгофу, то от усталости лицо Его покрылось потом. Он взял плат, который дала Христу некая Вероника, вытер лицо, и там остался Его образ. Изображение Христа на иконах Спаса Нерукотворного обычно спокойное, с открытыми глазами. В западной Европе в этом сюжете лик Спаса страдальческий, в терновом венце, со следами крови, иногда с закрытыми глазами.
Иконопись Владимиро-Суздальского княжества Иконопись Владимиро-Суздальского княжества выделяется особняком. Расцвет его культуры связан с князем Андреем Боголюбским. В 1155 году Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода, забрав с собой почитаемую икону Богоматери, и обосновался во Владимире на Клязьме. Привезенная им икона, получившая название Владимирской иконы Божьей матери. Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.
Иконы Феофана Грека и Андрея Рублева В конце XIV столетия в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева. Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. 1378Андрей Рублев. Троица. Конец XIVв.
Техника изготовления икон Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых. В современном мире написание икон продолжается.
Искусство в религиозной культуре ислама Как правило, хотя не полностью, исламское искусство сосредоточилось на создании образцов арабской каллиграфии, потому что, что художественное изображение человека и животных не что иное, как одна из форм идолопоклонства и, таким образом, трактуется как грех против Аллаха, запрещенного Кораном.
Каллиграфия КАЛЛИГРАФИЯ - эстетическое оформление рукописного шрифта, в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило священный смысл. Страница из рукописного Корана (XII в.).
Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва.
АРАБЕСКИ – вид орнамента У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. В исламе развилось искусство АРАБЕСОК – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т. д.
ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ ИУДАИЗМА КОРОНА ТОРЫ - Украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.
ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ ИУДАИЗМА СЕМИСВЕЧНИК (МЕНОРА) золотой семи ствольный светильник который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА Будда в образе учителя Будда торжествующий
ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА Будда «спящий»
ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА Ма́ндала («круг», «диск») сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф читать Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы ( семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»