Кузнецова Е.Н., учитель химии МОУ СОШ с УИОП 2 им. В.И. Десяткова
Технология развития критического мышления Западная педагогика: середина 90-х гг. Халперн Д. Хьюелл Л. Дж. Стилл Дж. Стилл К. Мередит Ч. Темпл и др. Россия: 1997 г. Проект института «Открытое общество» - «Чтение и письмо для развития критического мышления»
«Критическое творческое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств». Уэйд К, Таврис К.
КРИТИЧЕСКОЕМЫШЛЕНИЕ Творческое Оценочное (рефлексивное) Аналитическое Управляемое (контролируемое, обоснованное, целенаправленное)
ЦЕЛЬ ТРКМ Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащегося в образовательный процесс Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащегося в образовательный процесс
Условия формирования критического мышления: 1. К ритическая насыщенность информации. 2. К ритическая корректность информации. 3. С пецифика задач и упражнений. 4. С пецифическая структура урока. 5. С пециальные методические приёмы.
«Вызов» активизировать, заинтересовать учащегося;активизировать, заинтересовать учащегося; мотивировать его на дальнейшую работу;мотивировать его на дальнейшую работу; «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.«вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.
«Осмысление» создание условий для работы с информацией;создание условий для работы с информацией; выбор приемов и методов критического мышления, позволяющих сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.выбор приемов и методов критического мышления, позволяющих сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
«Рефлексия» целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов); анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока;анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока; анализ образовательного процесса в целом анализ образовательного процесса в целом.
Приёмы ТРКМ Вызов ОсмыслениеРефлексия Корзина идей Инсерт Взаимовопрос Кластер Продвинутая лекция Перекрёстная дискуссия Совместный поиск Лекция с остановками Совместная дискуссия Спорные утверждения Чтение с остановками Кубик Мозговой штурм Двойной дневник Бортовой журнал Ключевые слова Зигзаг Выходная карта «Выглядит как…» Параллельные тексты Таблица ЗХУ Таблица «Плюс- минус-вопрос» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Концептуальная таблица Написание эссе Синквейн
Приёмы работы с текстом Маркировка «ИНСЕРТ»Маркировка «ИНСЕРТ» i – interactive n – noting «V» - знаю s – system «+» - новое для меня e - effective «-» - думал иначе r – reading and «?» - хочу узнать t - thinking
Приёмы работы с текстом КЛАСТЕР – «пучок, созвездие» - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятияКЛАСТЕР – «пучок, созвездие» - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия
Приёмы работы с текстом КЛАСТЕРКЛАСТЕР Искусственные материалы Новые товары и услуги Материалы с заданными свойствами Искусственные алмазы Искусственные драгоценные камни Композиты Металлопластики Искусственная пища Мясо Пасты Десерты Сыры
Приёмы на этапе рефлексии СИНКВЕЙН – «пятистишие»СИНКВЕЙН – «пятистишие» Название темы или объекта (1 слово, сущ.) Описание темы или объекта (2 слова, прил.) Описание действия в рамках темы (3-4 слова, гл.) Отношение к теме (Связная фраза, не менее 4 слов) Повторение сути темы или объекта (Синоним верхней строки)
Приёмы на этапе рефлексии СИНКВЕЙН – «пятистишие»СИНКВЕЙН – «пятистишие» Искусственные материалы Необходимые Полезные Создаются ПревращаютсяПрименяются Человеку нужны искусственные материалы Будущее химии за искусственными материалами!
Приёмы на этапе рефлексии «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» от «put on your thinking hat (cap)»«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» от «put on your thinking hat (cap)» (надень свою мыслительную шляпу) – Э. де Боно Только факты! Никаких эмоций! Позитивное мышление Негативное мышление Эмоциональное мышление Творческое мышление Философское, обобщающее мышление
Приёмы на этапе рефлексии «ПОПС»«ПОПС» П – позиция (я считаю…) О – обоснование (потому что…) П – пример (например…) С – следствие (поэтому…)
Учитель доброе в нас семя полагал, а не простую отбывал повинность…