Выполнила: Сурина Кристина. Учитель: Безшапочная Т.С. Презентация на тему: «Храм Христа Спасителя».
Храм Христа спасителя в Москве. Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа спасителя в Москве - была яркой, бурной и поистине трагической. Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Наполеоном, которая получила название в ходе войны Отечественной, и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник. В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, К.Тон...Фасады храма оформляли скульпторы А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт, а интерьеры расписывали более 30 прекрасных художников, среди которых:А.Марков, В. Верещагин, Г. Семирадский, Т. Нефф, В. Суриков, И. Крамской и другие. В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Задуманный как храм - памятник, он выполнял только религиозно -нравственные функции, а был поистине культурно - просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю.
Отдельные части храма представляют отделенные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап ( ) связан с фасадами. Скульптуры, украшающие их, - явление более позднее ( ). Позднему этапу ( )соответствуют росписи, церковная мебель и утварь - (1870- начало 1880).Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и величественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и великолепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м.Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле. В своде главного купола находилось изображения Господа Саваофа,благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божья, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого бога.
Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г.Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было повешено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д.Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобразительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами, надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн кг).Следующий по величине праздничный воскресный колокол, весивший 970 пудов (15,5 тонны кг), был украшен изображениями святителей московских - митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине полиелейный колокол весом в 635 пудов (около 10 тонн кг) украшали рельефы с изображениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы Соловетского.За ним в убывающим по весу порядке следование будничные колокола. В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. Он был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего гигантского объема, превратившись отныне в неотъемлемую часть московского городского пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями Александровского сада. При подъезде к Москве с юга и юга-запада он был виден более чем за десяток верст.
Храм Христа Спасителя был торжественно освещён только в 1883 г.Закончалось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоившая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163 руб.89 коп.Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому продолжавшемуся без малого полвека, периоду его жизни. Он начал функционировать как один из главных ( второй по значению после Успенского)соборов в Москве.