1 Выступление на педсовете учителя технологии МБОУ «Бежаницкой СОШ» Васильевой И.Н.
2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
3 Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
4 Конфликты могут возникать в связи с противоречиями:
5 Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека. Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми. Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.
6 В зависимости от способа разрешения выделяют:
7 Особенность педагогических конфликтов. Причины их возникновения «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликт - из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский
8 Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Связанные с недостатками в организации обучения Конфликт взаимодействий
9 Мотивационные. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)
10 Связанные с недостатками в организации в обучении I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную. II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников. Появляются новые учебные предметы. III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.
11 Конфликт взаимодействий : учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства; б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-эстетический характер; в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.; г) конфликты « учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.
12 Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.
13 Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.
14 Структура, сфера, динамика педагогического конфликта «ученик-учитель» Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Например, в классе есть трудный подросток. На уроках ведет себя вызывающе, грубит. Если во взаимодействиях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и его внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию будет он проявлять. Ваши конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, то есть сможете понять его интересы, цели, мотивы. У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым, выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.
15 Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.
16 Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.
17 Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда. Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.
18 Стили разрешения конфликтной ситуации. Стиль конкуренции или соперничества Стиль сотрудничества Стиль уклонения, избегания Стиль приспособленчества Стиль компромисса
Тест «Стратегия поведения в конфликте» С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности. Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом: совсем не согласен – 1 балл; не согласен – 2 балла; скорее согласен – 3 балла; согласен – 4 балла; полностью согласен – 5 баллов. 19
Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу. Из любого конфликта я выхожу победителем. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях. 20
Стратегия поведения утверждений Сумма баллов 123 Соперничество 1, 6, 11 Избегание 2, 7, 12 Сотрудничество 3, 8, 13 Приспособление 4, 9, 14 Компромисс 5, 10, Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму. Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
22 Стиль конкуренции или соперничества Суть стиля Характерные ситуации Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом, предоставляется очевидным, что предполагаемое вами решение - наилучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.
23 Стиль сотрудничества Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
24 Стиль компромисса Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться» Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения; вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными
25 Стиль уклонения, избегания Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы; знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу; хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию; у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности
26 Стиль приспособления Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; ' считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; осознаете, что правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
27 Выводы: 1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.
28 Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги. 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благо- родньми целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт -обеспечить высокую культуру общения.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Любите себя и не позволяйте злости вырываться наружу.