Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая центром специального образования и охраны здоровья Ребенок с ОВЗ: нарушения интеллектуального развития
Нормативно-правовое обеспечение Финансово-экономический блок Материально-техническая база Образовательный процесс Программно-методическое обеспечение Мотивация Управление Образовательное учреждение Здоровье ребенка : нарушения интеллектуального развития
Нормативно-правовая база Закон РФ «Об образовании»: ст.2, п.6, п.1 ст.50; Постановление правительства РФ от Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии; Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов; ( дополнение в статью Устава школы «Организация учебно-воспитательного процесса» или создание локального акта).
Интеллект система познавательных способностей человека; триединство познания, понимания, рассудка; "intellectus" лат., терминоэлементы "in - tela - lectus"
Специальная педагогика Сурдопедагогика Тифлопедагогика Логопедия Олигофренопедагогика
Специальное образование лиц с трудностями в обучении Специальное образование лиц с трудностями в обучении Специальное образование лиц с нарушениями умственного развития Специальное образование лиц с нарушениями умственного развития Нарушения интеллекта
Олигофренопедагогика Задержанное психическое развития Задержанное психическое развития Умственная отсталость Умственная отсталость Нарушения интеллекта
Определение «задержка психического развития» Психолого-педагогическое понятие характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка, замедлении темпа его развития. Выражается: -в недостаточности общего запаса знаний, -ограниченности представлений, -незрелости мышления, -преобладанием игровых интересов, -быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности.
Церебрально-органического генеза конституционального происхождения соматогенного происхождения Психогенного происхождения Основные варианты задержки психического развития
Определение «Умственная отсталость » состояние, при котором наблюдается достаточно выраженное, стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы
глубокая (IQ ниже 20) легкая (IQ в пределах 50-69) умеренная (IQ в пределах 35-49) тяжелая (IQ в пределах 20-34) Умственная отсталость. Степени снижения интеллекта:
Причины ЗПР Биологические: –патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; –недоношенность; –асфиксия и травмы при родах; –заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; –генетическая обусловленность. Социальные: –длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; –неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Причины возникновения умственной отсталости Изменения наследственных структур Перезревание половых клеток Возрост родителей Несовместимость по Rh –фактору Химические вредности Радиационные воздействия Механические воздействия Эмоциональные стрессы Гипоксия Инфекции
Инфекции, передающиеся от матери к плоду Краснуха Цитомегалия Врожденный сифилис Листериоз Токсоплазмоз
Спасибо !