Учитель географии Павлова М.А.
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Подготовительный этап. Какие виды внутренних вод вам известны? Как правильно показывать реки на карте? Что вам известно о значении внутренних вод для других компонентов природы и для жизни и деятельности людей? 1 балл.
Блок 1. Виды внутренних вод России. Назовите виды внутренних вод России? Проверьте себя по схеме учебника. внутренние воды подземные воды поверхностные ? ? ? ? 1 балл
Покажите на карте крупные реки нашей страны. Крупные реки России Обь с Иртышем – км Амур с Аргунью – 4444 км Лена – 4400 км Сравните - самая длинная река мира Нил-6671 км 1 балл.
Блок 2. Реки России. Куда несут свои воды реки России? К бассейнам каких океанов относятся реки России? Что такое бассейн океана, моря, реки? Что служит водоразделом между реками? 1 балл. Определите наибольшие по площади океанические бассейны России. На контурной карте подпишите крупные реки нашей страны. 2 балла.
Блок 3. Почему реки России текут медленно? От чего зависит скорость течения реки? 1 балл. Вспомните, как влияет рельеф на характер течения реки? реки России горные равнинные (примеры) (примеры) 1 балл.
Реки. Равнинная река Горная река
Определите падение реки (по выбору). 2 балла. Как влияет уклон реки на возможности ее хозяйственного использования? 2 балла. Падение реки – разница в абсолютных высотах ее истока и устья. Уклон реки – отношение величины ее падения к длине.
Блок 4. Какие стихийные явления связаны с реками? Чем отличается половодье от паводка? 3 балла. Покажите на карте крупные реки нашей страны. 1 балл.
В чем причины наводнений? На каких реках нашей страны они бывают наиболее часто? 3 балла.
Блок 5. Нестандартное применение знаний. Используя карту учебника, определите, для каких рек России наиболее вероятны наводнения летом. Объясните, почему и что можно сделать, чтобы их предотвратить. 2 балла.
Составьте типичный портрет реки. (домашнее задание) « Я – река». 1 Какая вы река? 2 Исток реки. 3 Устье реки. 4 По какой форме рельефа протекает? 5 Как уклон поверхности влияет на: o направление течения; o скорость течения; характер течения; 6 Как породы, слагающие местность, влияют на: o ширину реки o глубину русла 7 Какое питание имеет река. 8 Как изменяется уровень воды в реке в течение года. 9 Как река используется человеком. 10 Какие меры по охране реки необходимо предпринять.
Самооценка. Если вы заработали 20 из 18 баллов, значит ваша оценка «5»; 15 – «4»; менее 13- «3». Рефлексия. Как вы оценили свой труд на уроке? Какой вид работы вам больше всего понравился: работа с текстом учебника, анализ карт, выполнение заданий на контурной карте?
Литература: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе « География России», Москва «Дрофа» 2004 К. П. Сергеева « За страницами учебника географии» М. « Просвещение» 1997 А.А. Шибанова « По родной стране» Москва «Просвещение» 1998