Развитие навыков исследовательского поведения у младших школьников на основе проектного метода.
Цель : формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную исследовательскую деятельность.
Объект исследования : обучение младших школьников приемам исследовательской деятельности. Предмет исследования : процесс формирования проектно - исследовательской деятельности. Гипотеза : организуя работу над проектами, я сформирую первоначальные навыки проектно - исследовательской деятельности младших школьников.
задачи Выявить педагогические приемы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности Апробировать комплекс приемов и методик обучения учащихся исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями.
«Детей не надо учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия развивается в наших детских садах и школах» А.Маслоу
Подготовительный этап Анкетирование родителей Анализ результатов анкетирования
Первый этап - тренинговые занятия по развитию Информационно - аналитических умений Информационно - поисковых умений
развитие умений выдвигать гипотезы развитие умений видеть проблемы развитие умений задавать вопросы подбор литературы по заданной теме ориентировка в словаре, справочной литературе ориентировка в тексте на ключевые слова
давать определения понятиям Информационно-аналитические умения Информационно-поисковые умения наблюдение общение слово книга,текст компьютер классифицировать выдвигать гипотезы видеть проблему задавать вопросы экспериментировать
Второй этап - формирование умений и навыков проектно - исследовательской деятельности
Этапы работы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1 этап Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи 2 этап Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов
3 этап Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов 4 этап Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
5 этап Итоговый. Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Наши проекты
Результативность проектно - исследовательской деятельности Исследовательский проект « Умственные способности кошки » Выступление на педсовете Презентация на РМО Практико - ориентированный проект « Добрая зима » Выступление на педсовете, На районном семинаре Учебный проект « Путешествие в теплые страны » открытый урок для родителей Кружок « Юный эколог » ( направление работы исследовательское )) Практико - ориентированный проект « Мое дерево » Презентация проекта на РМО, ШМО, педсовете Исследовательская работа по русскому языку грамота Проект « Цветы школьного двора » Презентация на ШМО Исследовательский проект « Мать - водица, всему - царица » 1 место в районном конкурсе исследовательских проектов
Результаты активизации творческой и познавательной активности учащихся
Победители олимпиад
Литература : Абрамова Г. А. Возрастная психология, М.., с. Краля Н. А. метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся,- ОмГУ, с. Савенков А. И. Иры, дающие старт исследовательской деятельности., с.34-45