Интегрированный урок «Признаки весны» по развитию речи в 1 классе коррекционной школы VІІІ вида Беднова Евгения Витальевна учитель начальных классов Моргунова Татьяна Александровна учитель - логопед Предметная область: олигофренопедагогика и логопедия Участники: обучающиеся, воспитанники 1 класса «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Березовского городского округа Кемеровской области
В последнее время в начальных классах общеобразовательных школ уделяется особое внимание интегрированному обучению, потому что на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания. Интегрированный подход в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта должен осознаваться как актуальная потребность современного образования.
Интеграция содержания (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей. Межпредметная интеграция синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин. Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе VIII вида целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
Развивающие возможности интегрированного урока 1)Позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности. 2) Создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), тем самым развивая логичность, гибкость, критичность. 3) Способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); Н аглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия); Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.
Словесные методы обучения рассказ беседа объяснение работа с книгой
Наглядные методы обучения Метод иллюстраций Метод демонстраций
Практические методы обучения Упражнения Практические работы
Методы проблемного обучения Сообщающее изложение с элементами проблемности
Приёмы обучения Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала; Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников; Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
«Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Технологии
«Игровые технологии» - являются составной частью педагогических технологий. 1) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
«ИКТ» В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее активность учащихся.
Урок «Признаки весны»
Организационный момент урока
Постановка проблемной ситуации «Зимние картинки»
Чтение стихотворений о весне
Рассматривание иллюстраций «Весенние первоцветы»
Пальчиковая гимнастика «Составь первоцвет»
Работа по учебнику
Знакомство с рассказом «Весной»
Физминутка «Ветерок»
Прослушивание звуков природы
Три месяца весны
Пальчиковая гимнастика «Капель»
Дыхательное упражнение «Дует ветерок»
Игра «Подбери словечко»
«Солнышко весной яркое, тёплое, весёлое…»
Работа в кассах
Звуко - слоговой разбор слова «весна»
Бумажный кораблик
Игра «Посчитаем от 1 до 5»
Все рады ВЕСНЕ!