Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Компетентностный подход предполагает не усвоение учащимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно- смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Образовательные результаты - достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ меж предметное общепредметные компетенции мета предметное ключевые компетенции предметное предметные компетенции
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Учебно-познавательные компетенции Общекультурные компетенции Ценностно-смысловые компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования
Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство. Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации, Организация продуктивной групповой работы, Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Условия необходимые для формирования и развития ключевых компетенций:
Изменения в деятельности учителя и ученика: 1. Многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. 2. Изменения самого характера взаимоотношений между учителем и учеником. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения учителем функции координатора и партнера. 3. Предоставления широких возможностей для участия в новой деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и проч.) и оказания поддержки на время, когда они стараются выполнить работу. 4. Избегание директивных правил, которые мешают школьникам приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от деятельности.
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука – основа содержания образования – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях.
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Основной результат обучения: ЗУН, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности Жизненный опыт формируется стихийно, за пределами учебного процесса Формирование жизненного опыта вводится в рамки учебного процесса как значимый элемент Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» Школа готовит человека к решению жизненных проблем Школа учит человека полагаться на свою память Школа готовит человека полагается на свою самостоятельность
Варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности: 1. Тесты «на применение». 2. Рейтинговая модель. 3. Мониторинговая модель.
Основа стандарта второго поколения: системно -деятельностный подход в обучении и придание ОП воспитательной функции системно -деятельностный подход в обучении и придание ОП воспитательной функции подготовка к жизни в современных условиях (гражданское общество, информационное общество, инновационная экономика) стратегия социального проектирования и конструирования (требования к результату и условиям)
Принципиальные отличия ГОСа второго поколения формируется на основе требований государства, общества и семьи к результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей. методологической основой ГОСа второго поколения является системно-деятельностный (компетентностный) подход. новый ГОС предполагает широкое использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе.
Основной результат деятельности образовательного учреждения - не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.