Система менеджмента качества в вузе Проректор по учебно-методической работе ФГОУ ВПО «КГТУ», зав. кафедрой промышленного рыболовства А.А. Недоступ Калининградский государственный технический университет
Качество в системе образования Качество образования – это содержание образования. Обеспечение качества – это факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству. Это учебно- методическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. Качество подготовки выпускников – это уровень подготовки по дисциплинам, направлению и специальности, уровень образованности и воспитанности, творческое мышление, компетенции. Система качества – система управления вузом на основе общепринятых требований стандартов (например, ИСО 9000). Калининградский государственный технический университет
Стратегический план развития КГТУ на период годы Сохранение и закрепление позиций КГТУ как крупного и лидирующего рыбохозяйственного вуза на базе накопленного потенциала. Усиление роли КГТУ в калининградской школе. Совершенствование структуры подготовки кадров за счет расширения профиля их подготовки, открытия новых направлений. Открытие в университете Центров. Совершенствование образовательных технологий, достижение уровня, принятого в лучших университетах мира. Разработка и осуществление программы создания и развития внебюджетных источников финансирования. Калининградский государственный технический университет
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ ВУЗА Министерство образования и науки РФ Государственный комитет РФ по рыболовству Потребители Поставщики (школы, техникумы, колледжи и др.) Общество Студенты и их родители Персонал (преподаватели, сотрудники) КГТУ Калининградский государственный технический университет
Внешние ценности вуза Специалисты различного уровня подготовки Научная продукция Учебно-методическая литература Кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) Продукция производственной деятельности Калининградский государственный технический университет
Внутренние ценности вуза Коллектив сотрудников Научные школы Материальная база Система управления Долговременные связи с поставщиками (школами, техникумами) и потребителями (работодателями) Учебно-методическая среда и технологии обучения Социальная и культурно-воспитательная среда Калининградский государственный технический университет
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА Принцип 1 - Лидирующая роль руководства Лидеры устанавливают единые цели и пути их достижения в организации. Они создают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Принцип 2 – Ориентация на потребителя Организация зависит от своих потребителей, поэтому нужно понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания. Принцип 3 - Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации. Вовлечение их в достижение целей позволяет использовать их способности на пользу организации. Принцип 4 - Процессный подход Желаемый результат достигается более эффективно, если надлежащими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами. Принцип 5 - Системный подход к менеджменту Определение, понимание и руководство деятельностью как системой взаимосвязанных процессов способствует результативности и эффективности организации. Принцип 6 - Непрерывное улучшение Неизменной целью организации является непрерывное улучшение Принцип 7 - Подход к принятию решений на основе фактов Эффективные решения основываются на анализе данных и информации Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками Способность организации и ее поставщиков создавать ценности повышается на основе взаимовыгодных отношений. Калининградский государственный технический университет
Процессная модель системы управления качеством в вузе Калининградский государственный технический университет
Процессная модель системы управления качеством образовательной деятельности вуза Калининградский государственный технический университет
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Калининградский государственный технический университет
Жизненный цикл продукции (студент – выпускник) Калининградский государственный технический университет
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Ограничения: расписание занятий, программа дисциплины, установленное количество контрольных мероприятий, домашних заданий (по графику). Управляющие воздействия : требования преподавателя, распоряжения зав. кафедрой, решения НМС, приказы декана Поставщики процесса : Преподаватели предыдущих дисциплин Вход в процесс: Студенты, со знаниями, приобретенными при изучении предыдущих дисциплин учебного плана Выходы из процесса : Студенты с приобретенными знаниями, умениями и навыками по данной дисциплине УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Потребители процесса : студенты, преподаватели следующих дисциплин, руководство кафедры, НМС, деканат Ресурсы: компетентность (квалификация) преподавателей и сотрудников кафедры, аудитории и лаборатории; вспомогательные службы; ТСО и оборудование; производственная среда; ; учебно-методическое обеспечение процесса (лекционный материал, домашние задания, задания для практических занятий и семинаров, журнал посещаемости, контрольные задания); информация (библиотека, интернет). Критерии оценки результативности процесса: - уровень приобретенных студентами знаний, умений и навыков; - время освоения дисциплины Методы и средства мониторинга процесса: – проведение контрольных мероприятий в соответствии с программами учебных дисциплин; – проверка и оценка ДЗ и лабораторных работ; - оценка работы студентов на семинарах и ПЗ. Наименование процесса : учебный процесс по дисциплине _________________ Код процесса: Владелец процесса: преподаватель Цель процесса : приобрести знания, практические умения и навыки по конкретной дисциплине Место выполнения процесса : аудитории и лаборатории вуза. Калининградский государственный технический университет
Анализ качества подготовки по учебной дисциплине в соответствии с моделью СМК Установление целей (программа дисциплины) Область для улучшения: дифференциация целей по направлениям и специальностям, выделение «обязательных» знаний («знания на каждый день») Ориентация на потребителя определение потребителей (студенты, НМС, преподаватели других дисциплин) Области для улучшения: повышении мотивации студентов, установление связей с другими преподавателями и получение от них «требований» Анализ исходного состояния - проведение входного контроля - по результатам выработка корректирующих воздействий (для этих студентов) и предупреждающих воздействий (для будущих студентов по этой дисциплине) - ознакомление с характеристиками студентов (уровень знаний по предшествующим базовым дисциплинам, участие в олимпиадах, кружки, работа на кафедре и т.д.) Области для улучшения: разработка системы проведения корректирующих и предупреждающих воздействий, вовлечение УУ и НМС Калининградский государственный технический университет
Анализ качества подготовки по учебной дисциплине в соответствии с моделью СМК Организация учебного процесса по данной дисциплине - разработка графика учебного процесса на данный семестр (дата-тема лекции, семинара, лаб. работы, ПЗ) - внесение изменений в содержание дисциплины, тем ПЗ и семинаров, в том числе на основе анализа предыдущего года, анкетирования студентов, отзывов коллег и т.д.) - подготовка методических рекомендаций для студентов и их размножение - подготовка и размножение раздаточного материала - разработка (обновление) и размножение диагностических тестов, домашних заданий и т.д. - подготовка экзаменационных (зачетных) вопросов, в том числе ситуационных - разработка (обновление) примеров, проблемных ситуаций - подготовка к занятиям по содержанию и методике проведения (лекции, ПЗ, деловые игры, семинары, лабораторные работы) - проведение занятий, консультаций - обновление рекомендуемой литературы, анализ наличия в библиотеке - прием домашних заданий Области для улучшения: - изменение программы учебной дисциплины - подготовка учебно-методических пособий Калининградский государственный технический университет
Анализ качества подготовки по учебной дисциплине в соответствии с моделью СМК Прием зачетов и экзаменов Цель – установление уровня усвоения студентами данной дисциплины Анализ результативности учебного процесса - анкетирование студентов «Преподаватель глазами студента» и обработка анкет - анализ ответов студентов - построение распределения студентов по их уровню и сопоставление с предыдущими годами Области для улучшения: - конкретизируются по результатам анкетирования студентов и уровню их знаний с целью непрерывного улучшения Калининградский государственный технический университет СПАСИБО!