Познавательные универсальные учебные действия как результат образования
План: 1. Познавательные универсальные учебные действия: содержание и составляющие. 2. Исследовательские и проектные действия в учебной деятельности обучающихся. 3. Умение читать и современное состояние проблемы грамотности.
Познавательные универсальные учебные действия Формирование познавательных универсальных учебных действий способствует познавательному развитию обучающихся, которое включает: Формирование познавательных универсальных учебных действий способствует познавательному развитию обучающихся, которое включает: формирование научной картины мира; формирование научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти, внимания и рефлексии. развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти, внимания и рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия; общеучебные действия; логические действия; логические действия; действия постановки и решения проблем. действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия, включая моделирование; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и т.д. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и т.д.
Универсальные логические действия Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Установление причинно-следственных связей; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений, доказательство; Построение логической цепи рассуждений, доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем Включают: Включают: формулирование проблемы; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
Особенности исследовательской и проектной деятельности учащихся 1. Цели и задачи этих видов деятельности определяются личностными и социальными мотивами. 2. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и др. 3. Обеспечивается сочетание различных видов познавательной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность: общие и специфические черты Общие черты: - практически значимые цели и задачи; - структура (общие компоненты деятельности); - компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация Специфические черты: - любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования; - в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ
Компоненты исследовательских действий 1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. 2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. 3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. 4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов. 5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы Умение видеть проблему Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение выдвигать гипотезы Умение структурировать тексты Умение структурировать тексты Умение работать с метафорами Умение работать с метафорами Умение давать определения понятиям Умение давать определения понятиям
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации
3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария Выделение материала, который будет использован в исследовании. Выделение материала, который будет использован в исследовании. Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). Вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр. Вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов Умение наблюдать Умение наблюдать Умение и навыки проведения экспериментов Умение и навыки проведения экспериментов Умение делать выводы и умозаключения Умение делать выводы и умозаключения Умение классифицировать Умение классифицировать
5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ Умение структурировать материал Умение структурировать материал Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям
Условия достижения перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений 1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). 2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. 3. Обеспечение эмоционального благополучия учащихся. 4. Удовлетворение познавательной потребности. 5. Удовлетворение потребности в межличностном общении. 6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. 7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. 8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
Чтение в составе универсальных учебных действий Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Умение читать… В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Умение читать - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Умение читать - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Современное состояние проблемы грамотности Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания.
Полнота понимания текста – один из главных критериев уровня навыка чтения О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения: О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; нахождение информации; интерпретация текста; интерпретация текста; рефлексия содержания текста; рефлексия содержания текста; рефлексия на форму текста. рефлексия на форму текста.
Виды и типы чтения, которыми должны овладеть обучающиеся Виды чтения: Виды чтения: - ознакомительное; - изучающее; - поисковое; - выразительное. Типы чтения: - коммуникативное чтение вслух и про себя; - учебное; - самостоятельное.
Изучающее и усваивающее чтение как основные виды чтения в учебной деятельности Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются: Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются: - составление вопросов к тексту; - составление вопросов к тексту; - составление плана; - составление плана; - составление граф-схемы; - составление граф-схемы; - составление тезисов (тезирование); - составление тезисов (тезирование); - составление сводной таблицы; - составление сводной таблицы; - комментирование; - комментирование; - логическое запоминание учебной информации. - логическое запоминание учебной информации. Приёмы усваивающего чтения: Приёмы усваивающего чтения: - ответы на контрольные вопросы; - ответы на контрольные вопросы; - реферативный пересказ, аннотирование учебного текста; - реферативный пересказ, аннотирование учебного текста; - составление сводных таблиц, создание рефератов и докладов по нескольким источникам. - составление сводных таблиц, создание рефератов и докладов по нескольким источникам.
Литература Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – mon.gov.ru. Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – mon.gov.ru. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 42 с. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 42 с. Щетинина Н.А. Совершенствование предметно- методологической компетенции учителя. - Щетинина Н.А. Совершенствование предметно- методологической компетенции учителя Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», Ковалёва Г.С. Новый взгляд на грамотность / Г.С. Ковалёва, Э.А. Красновский. – М., Ковалёва Г.С. Новый взгляд на грамотность / Г.С. Ковалёва, Э.А. Красновский. – М., 2004.