СОШ3, Карталы, «Формирование читательской компетенции младших школьников» Белова Л.А.
«Формирование читательской компетенции младших школьников» « Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия ».
«Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»
Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы Первый шаг Формирование навыка чтения умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач 4 кл 9 кл
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач Это надо делать:
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У. Черчилль
несплошной текст; учебно-практические и учебно- познавательные задания на межпредметной основе. Структура комплексной работы:
Текст: В 25 городах России существуют детские железные дороги (ДЖД). Рассмотри диаграмму протяженности этих дорог и запиши названия городов в порядке увеличения длины ДЖД. (Слева указана длина в метрах)
Инструментарий
Какие проблемы решает «Первоклассная газета» Стандарты второго поколения требуют от ученика начальной школы осознанного чтения и навыков работы с информацией. Родители и учителя обеспокоены тем, что дети стали мало читать. Международные тестирования, например, PIRLS, исследуют уровень сформированности читательской грамотности.
«Первоклассной газеты» Задачи Приучает к чтению. Систематическое изучение Газеты привьёт позитивное отношение к получению информации через печатные издания. Небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, сформируют интерес ученика к чтению. Расширяет кругозор. Газета построена на базе интересного внепрограммного материала. Выбранные темы Газет актуальны, полезны и оказывают воспитательный эффект. Формирует читательскую грамотность. Регулярная работа с Газетой помогает в формировании информационной компетентности. Учащиеся смогут овладеть приёмами эффективного чтения и навыками поиска информации. На вдумчивое чтение будут настраивать занимательные задания, связанные с прочитанной информацией. Реализует идею «Учение с увлечением». Газета содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания. Она способна увлечь не только детей, но и их родителей. Работать с Газетой детям будет весело и интересно. Она – идеальное домашнее задание.
Центр оценки качества образования ИСМО РАО – тел./факс , Ковалева Галина Сергеевна координатор исследований PIRLS и TIMSS в России Кто проводит исследования в РФ? Логвинова Ирина Михайловна заместитель директора ФГНУ ИСИО РАО,к.п.н., доцент
Дошкольное образование Начальная школа Основная школа Старшая школа Инспекция Национальные мониторинговые исследования (динамика ) Национальные мониторинговые исследования Международные мониторинговые исследования (PIRLS) Международные мониторинговые исследования (PIRLS) Национальные мониторинговые исследования Международные мониторинговые исследования ( PISA, TIMSS ) Международные мониторинговые исследования ( PISA, TIMSS ) Международные мониторинговые исследования (TIMSS) Международные мониторинговые исследования (TIMSS) Национальные мониторинговые исследования ГИА-9 ЕГЭ Оценка образовательной системы Оценка учителей, директоров Оценка учителей, директоров
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач
Читательская грамотность PIRLSPISA способность понимать и использовать письменные тексты строить свои смыслы на основе разнообразных текстов размышлять о них и заниматься чтением ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ учиться расширять свои знания и возможности участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни участвовать в социальной жизни получать удовольствие достигать своих целей
ДИНАМИКИ «Тяни-толкай» – измеритель ДИНАМИКИ читательской грамотности ( информационные тексты)
Запоминалки Пословицы Поговорки Игры Полезные ссылки Олимпиады Словари Летнее чтение Летнее чтение
Задачи образования Необходимо общественное согласие по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием образования. Мелочей здесь, безусловно, нет. Важно и содержание образовательных программ, и квалификация преподавателя, и состояние школьных зданий, и техники. И, вновь повторю, ответственность учителя за качество, за результаты своей работы очень и очень высокая.
«Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского» Н.П. Богданов-Бельский, 1895 г. Какая школа была раньше?
Три золотых правила социо-игрового стиля обучения: 1. Двигательная активность обучаемых; 2. Смена мизансцен, ролей, темпо/ритма на уроке; 3. Работа учеников малыми группами
Три социо-игровых постулата педагогического мастерства: 1. Не учить! 2. Гнаться за 133 зайцами! 3. Не бояться быть идиотом!
Пять «вредных» СОВЕТОВ учителю, которому надоело вести скучные уроки: 1. ПНО Порадуйтесь неправильному ответу; 2. БГКН Будьте готовы к неожиданностям; 3. НБО Не бойтесь отказа; 4. НРСЗ Не разжёвывайте смысл задания; 5. УПШ Умейте порадоваться шуму.
Об учителе первом замолвите слово….