После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой - фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура).
Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь. С древнейших времен Египет удивлял народы мира высокой художественной культурой. Египетские жрецы первыми создали иероглифы, древнейшие священные «Тексты Пирамид», летопись, карту звездного неба, солнечный календарь. Загадки религии Древнего Египта до сих пор будоражат умы людей.
В XXVIII в. до н.э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов.
Самые древние святилища египтяне сооружали из связок тростника и циновок, которые прикреплялись на тростниковую или деревянную основу. В них помещались изображения божеств или их символы - фетиши. При святилищах были загоны, где держали священных животных.
Египтяне, как и многие другие народы, представляли храм как дом бога. Поэтому храм, как и жилище египетского сановника, состоял из трех частей: двора, колонного зала - гипостиля и святилища. Открытый двор вел в колонный зал, который в жилом доме служил приемной или гостиной. Святилище - наос, место обитания божества с его статуей, и молельни были в «недрах» храма, так же как в глубине жилого дома находилась опочивальня хозяина.
В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э. Это единственная из известных древнеегипетских царских усыпальниц, почти не разграбленных охотниками за сокровищами. В ней прекрасно сохранились мумия Тутанхамона в нескольких саркофагах и более трех с половиной тысяч предметов погребального инвентаря. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения.
Интересна технология создания и подъема обелисков. В скальные трещины вбивали деревянные клинья, которые долго пропитывали водой. Со временем дерево разбухало и отрывало от скалы каменные глыбы. Обелиски высекали долго, например, обелиск Тутмеса III делали 35 лет. В Египте обелиски были объектами поклонения солнцу. Они олицетворяли холм Бен-Бен, который появился, согласно преданиям, как земная твердь из водного хаоса.
Зодчество являлось ведущей сферой египетского искусства. Время не пощадило большинства памятников египетской архитектуры; до нас дошли главным образом культовые сооружения - гробницы и храмы. Со временем заупокойные царские храмы превращаются в самостоятельные монументальные сооружения с массивными пилонами и аллеями сфинксов (храм Аменхотепа III с двумя огромными статуями фараона - так называемые колоссы Мемнона). Особняком стоит заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (зодчий Сенмут), продолжающий архитектурные традиции эпохи XI династии. Он состоит из трех террас с высеченными в скалах залами, фасады которых обрамлены колоннадами; террасы связаны между собой пандусами.
Доминирующей формой храмовой архитектуры в эпоху Древнего царства был заупокойный храм, являвшийся неотъемлемой частью погребального комплекса.