МБОУ «Белокурихинская СОШ 1» Использование средств обучения в реализации принципа наглядности на уроках и во внеурочной деятельности Е.В.Бирюкова, учитель биологии высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР г.Белокуриха, 2014 г.
«Послушайте и Вы забудете, посмотрите и Вы запомните, сделайте и Вы поймёте» Конфуций
предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям.
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Средства обучения это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Материальные средства обучения: Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно- технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.
Идеальные средства обучения: Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация – средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация – средства представлены в виде речевого изложения. Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.
Типология средств обучения: Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.) Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.) Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Типология средств обучения: Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.) Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п Учебная техника (автомобили )
Принципы использования средств обучения Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); Сотворчество педагога и обучающегося; Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Контакты: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Шукшина, д. 1 МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»