Образовательный проект «Старинные русские единицы измерения в литературных произведениях » Выполнила Турдазова Наталья Александровна, учитель математики и обучающиеся 5 класса МКОУ Белояровская СОШ 2015 год
Проблемные вопросы: - Какие единицы измерения вышли из привычного обихода, но продолжают жить в литературных произведениях? - Почему старинные единицы измерения ушли из повседневной жизни? - Важно ли знать старинные единицы измерения? - Как перевести старинные единицы измерения на современные?
Актуальность выбранной темы: 1. Внести вклад в празднование ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ в России 2. Увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков
Цели проекта: Развитие аналитических умений учащихся, способности самостоятельного поиска информации и проведения исследований и расчетов. Воспитание личности, интересующейся литературой и историей жизни своих предков. Содействовать формированию культуры чтения. Найти математические задачи в художественной литературе. По возможности их решить и объяснить.
Темы самостоятельных исследований: - старинные единицы измерения в устном народном творчестве; - старинные единицы измерения в русской детской литературе; - старинные единицы измерения в зарубежной детской литературе;
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ 1 этап «Агитационная работа» - помещение информации на сайт школы, в школьной библиотеке, в кабинете математики 2 этап Проведение викторины «Путешествие в старину». В ходе викторины дети вместе со взрослыми проверяют свои знания в области старинных единиц измерения. 3 этап Поисковая работа в библиотеках (домашней, сельской, школьной) - старинные единицы измерения в устном народном творчестве; - старинные единицы измерения в русской детской литературе; - старинные единицы измерения в зарубежной детской литературе; 4 этап Оформляем свою страничку для брошюры 5 этап Открытое занятие - защита своей странички (показательное решение задачи, выступление с информацией). 6 этап Финиш проекта. - подведение итогов, выпуск брошюры «Старинные русские единицы измерения в литературных произведениях » (одну из страниц см. на след.слайде) - оценка достигнутых результатов
В.М. Гаршин «Attalea princeps» (пальма) «… Она была совсем одна. На пять сажень возвышалась она над верхушками всех других растений и эти другие растения не любили ее, завидовали ей и считали гордою. Этот рост доставил ей только одно горе…» Решение: 5 сажень = 5*(4 локтя в 38 см) 5*(4*42+38) 5* см 10 м 30 см. Ответ: по меркам дерева это и не высокий рост, но для оранжереи это проблема. Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Решение: Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади? S= а*в, а = 1 аршин=72 см, в=1 сажень =216 см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м 2. Ответ: островок небольшой