Разработка и реализация проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Компетентностный подход выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим»
Использование проектной работы на уроках - один из эффективных методов. Проект – слово происходит оно от латинского projectus «брошенный вперед».
В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Во-первых совокупность документов (расчетов, чертежей и др.); во-вторых это может быть предварительный текст какого-либо документа; третье значение какой-либо замысел или план.
Метод проектов предполагает, прежде всего, изучение реальной жизни. Работа должна концентрироваться на живом и жизненном материале; много внимания уделяется совместной деятельность школьников, умению разобраться в реальной жизни.
В отличие от исследования проект и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему.
Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий то есть исключительно на репродуктивном уровне. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.
В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект.
Этапы выполнения проекта: Подготовительный: определение темы и целей проекта, выдвижение гипотезы. Планирование: определение источников информации, способов ее сбора и анализа; определение способа представления результатов; распределение обязанностей. Исследование: непосредственный сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; выбор оптимального варианта действий Формулирование результатов: анализ информации и формулирование выводов Защита проекта: определение формы отчета, подготовка доклада, представление полученных результатов Оценка результатов и процесса проектной деятельности: анализ выполнения проекта и достигнутых результатов
Этапы исследовательской работы 1. выбора темы исследования, постановка проблемы 2. постановка целей и задач исследования 3. знакомство с литературой ( книги, архивы, СМИ, Интернет) 4. выбор методов исследования, планирование эксперимента проведение исследований 5. формулирование выводов 6. оформление отчета и презентации исследования 7. защита исследовательской работы