Методические рекомендации по планированию урока с метапредметным подходом
Функции учебного занятия Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность а) создание учебной мотивации (мотив - побудитель к действию, мотивация - процесс побуждения, стимулирования мотивов); б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
1. Что такое мотивация деятельности вообще и так ли уж она, на Ваш взгляд, существенна для успешной деятельности? 2. Какие мотивы могут двигать человеком? 3. Нужна ли мотивация в учебной деятельности? 4. Какими средствами может достигаться, на Ваш взгляд, мотивация деятельности на уроке? 5. Вспомните, пожалуйста, случай, когда на Вашем уроке мотивация была столь явно выражена, что повлияла на весь ход урока. 6. Попробуйте проанализировать свой урок поэтапно, только с позиции мотивации деятельности учащихся. Если возможно, отметьте, где мотивация была спланирована, а где «родилась» непроизвольно. 7. По каким критериям Вы могли бы оценить влияние мотивации деятельности на общий ход урока?
Вторая функция - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. Для создания учебной ситуации нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Целесообразно подбирать или составлять задачи: с полным набором существенных условий; с недостатком некоторых условий; с наличием всех необходимых, но с добавлением избыточных, лишних условий; с недостатком некоторых необходимых условий, с одной стороны, и с избытком несущественных данных - с другой. Важно! Задачи непременно должны вызвать затруднения у учащихся при их решении или практическом исполнении.
Третья функция - обеспечение учебной рефлексии Что ты делал? (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения); Что у тебя не получается? (вопрос нацелен на поиск учащимся места затруднения, ошибки); Какова причина твоего затруднения или ошибки?(критический вопрос); Как надо выйти из затруднения? (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Умения учителя Выбирать способ деятельности, которому вы будете учить школьников; передавать универсальный способ работы, выходя за рамки своего предмета в другие области знаний; ясно представлять, какую базовую способность необходимо формировать у школьников во время учебного занятия; диагностировать базовую способность в ходе обучения школьников; импровизировать, опираясь на сценарий, а не на план урока; показывать знание своего предмета, т.к. метапредметное движение должно усиливать и углублять продвижение вместе с учащимися в слое предметного материала.
Усвоить: причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении; компоненты метапредметного содержания в обучении; различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности; уровни действий учащихся на «мета предметном» уроке; этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход; понятие рефлексии, как образовательной деятельности; требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования.