Возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников Подготовила: учитель начальных классов Гриненко В.В. ФГКОУ «СОШ 155» г.Белгород-22
Основные виды УУД личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов. У детей поступающих в 1 класс познавательные процессы уже довольно развиты, но имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий.
Внимание является обязательным условием успешной учебной работы школьников. Характерная особенность - слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное.
Восприятие – процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения отличается особенностями: малая дифференцированность ; слабость углублённого и целенаправленного анализа при восприятии ; связь с действиями, с практической деятельностью ребенка; ярко выраженная эмоциональность ;
Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В младшем школьном возрасте при запоминании возрастает роль наглядных опор. Это важно, поскольку у первоклассников преобладает непроизвольный вид памяти, запоминание должно быть чем-то мотивировано.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, первоклассник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно- логическую. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.
Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер.
Эти процессы проявляются и формируются в учебной деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.
Познавательные универсальные действия общеучебные логические действия постановки и решения проблем
На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия: - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; - операция установления взаимно-однозначного соответствия; - умение выделять существенные признаки конкретно- чувственных объектов; - умение устанавливать аналогии на предметном материале; - операция классификации и сериации на конкретно- чувственном предметном материале;
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; -ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве );
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; - ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; - умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия: сравнение конкретных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; установление аналогий.
Практическая деятельность по формированию УУД во внеурочной деятельности в 1 классе ФГКОУ «СОШ 155» Кружок «Весёлые нотки» и «Волшебные краски« Корнеева О.Н. Лаврентьева Н.В. Кружок «Здоровейка» Яцков А.А. Кружок «Как хорошо уметь читать» Олейник Д.В. Кружок « Я-патриот России » Кучерявенко Е.В. Кружок «Юный исследователь» Кружок «Юный исследователь» Гриненко В.В.
Конкурсы Количество интеллектуальных и творческих конкурсов возрастает в каждом классе.