Задание с развернутым ответом (С) - сочинение Автор: Бектурганова Ирина Поликарповна, учитель русского языка и литературы
1.Проблемы, поставленные в тексте 2. Комментирование одной из проблем относительно текста 3. Авторская позиция по поводу проблемы 4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами Но прежде всего, конечно, необходимо определить, какова тема текста (т.е. о чем данный текст). И уже далее:
1 шаг: Выявляем проблему(ы) текста. Формулируем одну из них 2 шаг: Комментируем основную проблему 3 шаг: Определяем позицию автора по поводу заявленной проблемы 4 шаг: Формулируем и аргументируем собственное отношение к поставленной проблеме Определяем тему текста. Это и будет вводная часть работы.
Внимательно читаем текст и определяем его тему. Тема – это то, о чем текст Это будет вводная часть вашей работы. Например: -Кто из нас не задумывался о… (не сталкивался с…) -Эссе (отрывок из…) публициста (писателя, критика…) посвящено именно этой теме. Идеально, если вы начнете все же с какого- то вступления (1-2 предложения). То есть начинаете вы все-таки с темы!
Проблема – это вопрос, задача, требующая разрешения, изучения или исследования N.B. Помни: проблема – это НЕ тема! Проблем в тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать ту из них, которую вы заявили вначале (это будет та, над которой больше всего размышляет автор и по поводу которой заявлена авторская позиция) N.B. Помни о том, что проблема все-таки вытекает из темы, она подсказана темой!
Выделяют различные виды проблем: -философские (особенности развития природы, общества, мышления) -социальные (устройство и жизнь общества) -политические (деятельность власти, партий) -экологические (взаимодействие человека и окружающей среды) -нравственные, этические (духовные качества, которыми руководствуется человек) Проблему вы должны сформулировать весьма лаконично
1. Заявление о том, какая это проблема (предложение-тезис, требующий пояснения): -автор размышляет над проблемой воспитания (защиты окружающей среды, выбора профессии, роли книги в жизни общества, роли искусства в жизни человека, одиночества, чести и достоинства… и т.д.), - в тексте поднимается проблема одиночества, -текст автора заставил меня задуматься над… 2. Формулировка в виде вопроса (а проблема – это и есть вопрос, требующий решения) – особенно если трудно или совсем невозможно кратко сформулировать проблему: что такое правильное воспитание? (Должен ли человек быть одиноким?.. Что такое честь?.. Чем руководствоваться при выборе профессии?.. и т.д.) N.B. Будьте внимательны при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
3. В виде номинации (названия): Одиночество… Какое страшное слово! И что кроется за ним…Книга… Какое значение имеет она в современном обществе. 4. В виде предложения-цитаты, отражающей основную мысль текста: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и Человека» – невольно вспомнились мне сейчас слова писателя В.Астафьева. Действительно, это так… 5. С использованием лексических и синтаксических средств выразительности (повтора, градации, однородных членов…): Невежество, хамство, сквернословие – к сожалению, характерные явления современного общества.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, что в пересказе говорится о том, что делают герои, а в комментарии – о том, что делает автор. Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме. Комментарий –это ваши мысли, рассуждения, пояснительные замечания, ассоциации по поводу проблемы
-К какой категории относится проблема (нравственная, экологическая) – если об этом не говорилось. -Какова степень ее актуальности (актуальная, второстепенная, острая, важная, животрепещущая, насущная, вечная, давно назревшая)? -Насколько освещена проблема в литературе? Кто из авторов ее касался? -Как автор раскрывает проблему в тексте? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Позиция автора – это основная мысль текста, то что мы называем «идеей». Это точка зрения автора. Исходя из критериев, она должна быть просто сформулирована. Не следует ее путать с самой проблемой (это был 1 шаг) Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Определить позицию автора – это значит определить его отношение к поставленной проблеме.
1. Основную мысль текста следует выразить кратко, одной-двумя фразами: -Автор так определяет свое отношение к проблеме... -Автор считает, что… -Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… -Автор убеждает нас в том, что… 2. Можно привести цитату из текста, но ни в коем случае не пересказывая и не переписывая при этом слепо текст. Примерно это может выглядеть так: -Позиция автора отчетливо проявляется в высказывании (заявлении)… (далее следует часть цитаты) Нужно помнить и о том, что не всегда автор предлагает решение проблемы, иногда он оставляет это право за читателем
Сформулировав позицию автора, вы должны выразить свое отношение к его точке зрения на проблему. Кроме того, вам необходимо свою позицию подкрепить двумя аргументами. В этой части работы следуйте правилам построения текста- рассуждения. Ваша цель – убедить адресата в чем-то, укрепить или изменить его мнение. Композиция рассуждения: Тезис (положение, которое надо доказать) – это ваше отношение к проблеме Аргументы – доказательства, примеры, факты, объяснения (все, что может подтвердить тезис) Вывод (общий итог)
Ваш первый шаг: сначала вы можете лишь формально заявить о своем мнении (Я согласен\не согласен с автором в том, что…) Второй шаг: даже если соглашаетесь с автором, вы должны теперь выразить ту же самую мысль, но уже своими словами (Я считаю, что…) Далее свою позицию вы подкрепляете аргументами. Здесь также потребуется четкость и конкретность выражения мысли.
Различают аргументы «ЗА» (позиция автора и ваш тезис совпадают) и аргументы «ПРОТИВ» (у вас с автором разные позиции) 1. аргументы «ЗА»: -правдивыми, опираться на авторитетные источники, -доступными, простыми, понятными, -отражающими объективную реальность 2. аргументы «ПРОТИВ»: -должны убедить, что вы правы, что ваша критика весома, -вы должны выстроить опровергающую аргументацию, соответствующую здравому смыслу Все должно выглядеть этически корректно! Аргументы должны быть: Нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Чтобы грамотно сформулировать личную позицию, нужно использовать оценочные слова: С удовольствием прочитал Нельзя остаться равнодушным К сожалению, к огорчению, к счастью… К немалому удивлению, обнаружил, узнал, определил, что... Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… Восхищаясь оригинальностью авторского решения, хочу сказать, что… Возмущает, радует, огорчает, удивляет, восхищает то, как… Разделяя позицию автора, с удовольствием отмечаю, что…
Автор, по-моему, не совсем прав… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Автор, несомненно, прав, утверждая, что…, но я убежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как… Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что… Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: По-моему, автор не совсем прав, утверждая, что…
Аргумент 1 естественные Аргумент 2 логические Аргумент 3 чувственные Выберите, какие из них вам ближе. Помните о том, что у вас их должно быть не менее 2-х
А)примеры из художественной литературы В)ссылки на авторитет (на мнение авторитетного деятеля, ученого, специалиста, народную мудрость) Д)в качестве очевидца привлечь читателя, сделать ссылку на общезначимый опыт (всем это знакомо) Г)свидетельства самого автора сочинения (обращение к событиям своей жизни, окружающих) Б)пословицы, поговорки 1. Естественные аргументы (доказательства )– документы, показания свидетелей и очевидцев
1. Рассуждение с дефиницией - определение, уточнение какого-либо понятия (Кто такой учитель? Это человек, который может учить других. Нет, учить других умеет каждый. Может быть… Нет… стало быть, учитель – тот, кто умеет наладить контакт с детьми, кто расскажет им интересно, увлекательно, доступно…) 2. Силлогизм - дедуктивное умозаключение, в котором после 2-х суждений идет 3-е - умозаключение (Все люди смертны. Я – человек. Следовательно, я тоже смертен.) 3. Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся и на другой объект (Выбрав неверную дорогу в лесу, человек может заблудиться… Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе жизненного пути: можно бесцельно тратить жизнь…)
Аргументы к обещанию -предполагают указание на что-то желательное, рассматриваемое как хорошее (сострадание, милосердие, справедливость, честь, патриотизм, духовность, долг, благородство…) Аргументы к угрозе -предполагают указание на что-либо нежелательное, плохое (бюрократия, насилие, жестокость, подлость, предательство…) Вы должны вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-то
Следует помнить о том, что наш текст о тексте (сочинение) должен иметь те же признаки, что и любой текст, а именно: -наличие заглавия, -наличие определенной темы, -композиционную структуру (вступление, основная часть, заключение), -смысловую и структурную связность, последовательность в изложении, -композиционную завершенность, -стилистическое единство, точность, богатство, выразительность речи. Помните о том, что вы должны проверить работу с точки зрения орфографии и пунктуации.
Спасибо за внимание! Желаю успехов! А теперь вспомните, что мы делали на уроке и напишите дома сочинение по данному тексту.