Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников является необходимым условием для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе.
Контроль и оценка в системе РО В учебной деятельности ребенка: контроль заключается в определении соответствия других учебных действий (постановка задачи, планирование, моделирование, конструирование) с условием и требованием поставленной задачи; оценка позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения поставленной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Оценка – это не простая констатация этих моментов, а содержательная, качественное рассмотрение результата усвоения в его сопоставлении с целью.
В деятельности педагога: контроль заключается в определении соответствия педагогических действий учителя поставленным педагогическим цели и задачам. Он помогает педагогу вовремя определить дефицит своих педагогических действий по отношению к ребенку, внести коррективы как в собственную педагогическую деятельность, так и в деятельность ребенка. оценка позволяет определить эффективность тех или иных педагогических действий в ходе решения той или иной педагогической задачи. Именно педагогическая оценка является основанием для содержательного, качественного педагогического анализа своей деятельности. Именно оценка «сообщает» педагогу о том, решены или не решены им педагогические задачи.
В ходе образовательного процесса учитель должен строить контрольно- оценочное взаимодействие с детьми, которое имеет три слоя: гуманистический; педагогический; диагностический.
В контрольно-оценочной деятельности педагог имеет две составляющие: передача контрольно-оценочных механизмов в руки ребенку, обучение пользоваться этими механизмами и поддержка контрольно-оценочной инициативы ребенка; педагогическая диагностика, т.е. диагностика собственных педагогических действий и их коррекция.
Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий: сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника); давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; отбирать задания для устранения допущенных ошибок; определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия); формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).
5-6 классы Умения заданий Моя оценка Оценка учителя 1. Измерение величины: - с использованием дробей и смешанных чисел; - с помощью системы мер Понимание устройства многозначного числа.3 3. Работа с координатной прямой (изображение обыкновенной дроби и смешанного числа) Применение основного свойства дроби (для сокращения и приведения к общему знаменателю дробей). 5, 6 5. Перевод неправильной дроби в смешанные числа и наоборот.5, 6, 7 6. Выполнение арифметических действий с обыкновенными дробями и смешанными числами. 5, 6, 7, 8, 9 7. Нахождение дроби от числа и числа по дроби.8 8. Решение уравнений.7 9. Анализ и решение простейших задач на проценты.9 Оценочный лист к стартовой работе – 6 класс Фамилия Имя _________________________ (2) Отметьте на числовой прямой точки со следующими координатами: 1,2 4 ; 0,1 4 ; 0,11 4 ; 2, – 5(1-3) Ребята находили сумму чисел 3,26 и 2,5. Вот что у них получилось: Надя. + 3,2 6 Лена. + 3,2 6 Коля. + 3,2 6 2,5 2, 5 2,5 3,5 1 5,3 1 5,7 6 Кто прав? Объясните, в чём ошибки у других? 6.4 – 10(3) Известно, что 5,2 4,7 = 24,44. Используя этот результат, найдите произведение: 0,52 4,7; 52 4,7 0,52 0,47 В учебном процессе необходимо определить место для предъявления результатов домашней самостоятельной работы (работа со столом заданий)
Учебный процесс организую в форме концентрированного обучения. Каждый учебный цикл делится на 3 этапа: 1 этап - коллективная работа (движение в содержании, работа над основными предметными моделями и т.п.). 2 этап - самостоятельная работа учащихся над изученной темой. 3 этап – зачёт и подведение итогов (рефлексия) по теме, выставление и обсуждение итогов самостоятельной работы. 7-9 классы
Тема Дат а Моя отметка Отметка учителя Творческое задание % 1. Зачётная работа 1 «Выражения и формулы» 2. Зачётная работа 2 «Тождественные преобразования выражений» 3. Зачётная работа 3 «Уравнения и неравенства» 4. Зачётная работа 4 «Координатный метод» 5. Зачётная работа 5 «Уравнение прямой» 6. Зачётная работа 6 «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» 7. Зачётная работа 7 «Понятие функции. Линейная функция. Прямая пропорциональность». 8. Итоговая работа Зачётный лист по алгебре 7 кл.____________________________ Работа с индивидуальными тематическими оценочными листами.
Мнение учащихся и их родителей. Мнение учащихся и их родителей. Стал ли Ваш ребенок более самостоятельным? ответили утвердительно ответили отрицательно. Нравится ли вам работать по зачётной системе? ответили утвердительно ответили отрицательно
Положительные аспекты предложенной организации учебного процесса: организация зачётной системы в основной школе способствует определению внутренней мотивации учения для школьника; концентрированное обучение позволяет своевременно осуществлять коррекцию предметных знаний с помощью организованного для этого образовательного пространства («лаборатория» и «мастерская»); работа с оценочными листами даёт возможность ученику - проявить свои индивидуальные способности, - самостоятельно оценить свою работу; - самостоятельно выбирать, учитывая свои возможности.
Задания 1 группа 2 группа 3 группа отметказамечанияотметказамечанияотметказамечания 1. Составление модели по способам решения тригонометрических уравнений 2. Выполнение и защита карточки- подсказки 3. Выбор уравнений четырёх видов. Оценивание работы группы другими группами.
Оценочный лист работников. Оценочный лист фирмы. Оценивание групповой работы экспертами (выбранные ученики). Оценивание индивидуальной работы в группе. Фамилия. Имя Должность Вклад ( в % )Фирмы: Выполнение чертежей. 2. Правильность, используемых формул. 3. Точность вычислений. 4. Оригинальность. 5. Экономичность 6. Полное оформление зала 7. Защита
Предметом контроля и оценки со стороны учащихся могут быть: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; операциональный состав действий при решении поставленных задач; личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала; прогностическая оценка своих возможностей; самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения. (учебное портфолио)(учебное портфолио)