Актуальность и значимость, выбранной мною темы, обусловлены следующими причинами: Изменение механизмов контрольно-оценочной деятельности обучающихся необходимо для того, чтобы учение для школьника определялось его внутренним мотивом. Изменение системы отношений между педагогами и учащимися в подростковой школе ведёт к изменению форм организации учебного процесса.
Цель опытно-экспериментальной работы: формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся при изучении алгебры в основной школе в рамках зачётной системы. Задачи : Спроектировать организационные формы зачётов. Сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы. Использовать работу с оценочным листом, как помощь в освоении учащимися способов учения и фиксацию исключительно достижений учащихся.
Гипотеза: Если организовать учебный процесс в основной школе с использованием зачётной системы, то это будет способствовать формированию учебной самостоятельности школьника. Объект исследования: Организационные формы учебно- воспитательного процесса в образовательной области – математика. Предмет исследования: Особенности организации зачётов в основной школе.
Планируемые результаты: В ходе подготовки и сдачи зачётов учащиеся смогут осознать цели предстоящей деятельности, осмыслить и внутренне принять её мотивы. Воспользуются обеспеченной им возможностью самостоятельного выполнения учебных действий. Смогут использовать созданные условия для самоконтроля и самооценки индивидуального результата.
Логико-схематическая структура образовательных курсов способы действия предметные знания контрольно- оценочные действия учебное сотрудничество работа с текстом В подростковой школе должна меняться вся система отношений между педагогами и учащимися, прежде всего, в сторону расширения сферы детской самостоятельности, изменяться характер требований, формы контроля и оценки.
Проектирование работы в рамках зачётной системы. Каждый учебный цикл делится на 3 этапа: 1 этап - коллективная работа (движение в содержании, работа над основными предметными моделями и т.п.). 2 этап - самостоятельная работа учащихся над изученной темой. 3 этап - подведение итогов (рефлексия) по теме, выставление и обсуждение итогов самостоятельной работы. Алгебра 7 Геометрия 7 Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов 1. Стартовая работа. Выражения. Тождества. Уравнения 1. Начальные геометрические сведения 2.Функции. Линейная функция 2.Треугольник. 3. Степень с натуральным показателем. 3. Параллельные прямые. 4.Многочлены. формулы сокращённого умножения. 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника. 5. Системы линейных уравнений. Учебный процесс организую в форме концентрированного обучения.
В начале сентября учащимся предлагается выполнить стартовую работу урока – ознакомление с работой, выбор заданий и их выполнение. 3 урок – определение критериев заданий, и оценка выполнения выбранных заданий. 4 урок – сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя, установление причин расхождения оценок, определение учащимися своих проблем и трудностей, составление плана коррекции. Организация и проведение стартовой работы. - по изученному материалу включаются задания, которые направлены на определение актуального уровня знаний и способов действий, необходимых для разворачивания учебного материала в новом учебном году; - эти задания могут задаваться на трёх уровнях усвоения знаний (узнавание, применение, творческий уровень); - кроме того, работа должна содержать задания (материал), которые выходят за пределы возможностей учащихся по использованию известных им способов действий, но находятся в пределах «зоны видимости», - для обеспечения реального выбора в тексте работы должно быть избыточное количество заданий. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОТЫ
«Карта движения» в алгебре. На карте могут исчезать какие-то вопросы, а могут появляться, она может наполняться новым содержанием, которое не могло возникнуть раньше, в период её создания. Учащиеся вместе с учителем «прокладывают маршрут» по ней в течение учебного года, всё время его корректируя
Ученик с самого начала имеет представление о том, что он будет изучать в течении года и какие зачётные работы ему предстоит выполнить. В зачётные листы выставляется собственная оценка ученика в процентах и баллах и оценка учителя также в процентах и баллах. Заранее обговаривается, каким образом осуществляется переход от оценки в процентах к отметке, которая выставляется ученику. Как показала практика, ученики проявляют большую заинтересованность в процентном оценивании своих работ. Зачётный лист
Задания для самостоятельной работы носят дифференцированный характер. Обычно предусматривается свободный выбор учениками заданий, которые они могут и хотят выполнить. Эти задания учащимися выполняются вне урока, в качестве подготовки к зачёту. Использование оценочного листа для формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьника. Такая форма работы способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности. Средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
1 урок – выполнение заданий блока А (каждый ученик выбирает карточку для работы, используя «стол- заданий»). 2 урок – учащиеся, успешно выполнившие задания блока А, выбирают задания более высокого уровня блока Б, при этом они могут использовать материалы «стола- помощника». Остальные, получив необходимые рекомендации учителя или одноклассников, повторно выполняют работу обязательного уровня, а также составляют свои задания, аналогичные тем, где были допущены ошибки. Проведение зачёта. Таким образом, ученик получает две отметки: за самостоятельную подготовку и за зачётную работу на уроках. Результаты по каждой теме выставляются в зачётный лист, и в конце года ученик имеет полную картину своих достижений по алгебре.
Стендовая защита оценочного листа. От каких заданий я отказывался при выполнении стартовой работы, а сейчас научился их выполнять. Какие ошибки я допустил в стартовой работе, но сейчас я с ними справился. Над чем необходимо поработать. Самая интересная, значимая тема на мой взгляд. Какая зачётная работа оказалась самой сложной. Сравнение самооценки с оценкой учителя и одноклассников. Мои проекты, творческие и исследовательские работы
Мнение учащихся и их родителей. Стал ли Ваш ребенок более самостоятельным, участвуя второй год в Российском эксперименте по алгебре? ответили утвердительно. Нравится ли вам работать по зачётной системе? ответили утвердительно ответили отрицательно 8 класс А. ответили отрицательно 9 класс В
организация зачётной системы в основной школе способствует определению внутренней мотивации учения для школьника; концентрированное обучение позволяет своевременно осуществлять коррекцию предметных знаний с помощью организованного для этого образовательного пространства («лаборатория» и «мастерская») ; работа с оценочными листами даёт возможность ученику - проявить свои индивидуальные способности, - самостоятельно оценить свою работу; - самостоятельно выбирать, учитывая свои возможности. Положительные аспекты предложенной организации учебного процесса: