Городской общественный сектор Цилинская Е.Н. ФЭУТ IV-1
Деятельность секторов экономики Частная деятельность Носит добровольный характер Снижение эффективности развития: монополизация, внешний эффект, Асимметрия информации, Дифференциация доходов городского населения Вывод: организовать всю городскую экономику на основе частной системы хозяйственного и индивидуального потребления невозможна. Государственная(общественная) деятельность Носит обязательный характер Вследствие обобществления производства, усиления взаимосвязей в экономики, развития инфраструктуры рынка, увеличения потребности в образовании, культуре, здравоохранение, экология, доля общественного сектора устойчиво растёт. Рост издержек в экономике города, снижение экономической эффективности ведения городского хозяйства. Необходим внутренний механизм, который сглаживал бы недостатки функционирования фирм в рыночном городском хозяйстве.
Общественные блага Социальные и экономические блага, которые частный сектор либо не производит, либо не может производить с минимальными издержками. От общественных благ зависит благополучие общества и городского населения.
Общественные блага Безопасность(общества, личности, государства, экологии) Оборона Право Законодательство Здравоохранение Образование и культура Энергетика, связь и транспорт Коммунальные услуги Социальная стабильность и занятость
Свойства городских общественных благ не исключения практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага неконкурентности в потреблении потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим неделимости благо нельзя разложить на отдельные единицы
Степени частоты общественных городских благ I. Чистые общественные блага(пожарная охрана, скорая помощь, общественный порядок). II. Смешанные общественные блага- блага совместного потребления, но с альтернативностью их использования и убыванием потребления.
Разновидности смешенных благ Перегружаемое общественное благо (неисключаемость до порогового уровня, затем наступает его нехватка для всего населения). Благо совместного потребления с ограниченным доступом. Социально значимое благо Квазиобщественное благо (в отраслях естественной монополии; исключительное благо совместного потребления в городах)
Трансакционные издержки Издержки городских фирм на рекламу, поиск, сбор и обработка деловой информации, на фиксацию прав собственности при сделках, на чёткое определение защиты прав собственника. Издержка растёт с укреплением и усилением городской экономики и ее частного сектора. Динамика создает ситуацию когда городскому хозяйству целесообразно функционировать совместно. Частный сектор эффективно функционирует, где трансакционная издержка фирм чётко определена и невелика по сравнению с производственными.
Оппортунистическая теория Эгоистическое поведение людей, экономическая недобросовестность, представление заведомо искаженной или неполной информации. Основные формы оппортунистического поведения людей: Сильная, оппортунизм Сильная, оппортунизм Полусильная, простое следование своим интересам(без обмана и мошенничества) Полусильная, простое следование своим интересам(без обмана и мошенничества)
Социальный контроль оппортунизма Доверие как средство повышения эффективности, понижения расходов на контроль, более быстрого достижения соглашения и взаимопонимания в оценке риска. Доверие как средство повышения эффективности, понижения расходов на контроль, более быстрого достижения соглашения и взаимопонимания в оценке риска. Культура в качестве рамок, определяющих общие ценности, понятия и цели как фактор, влияющий на решение проблем координации. С ними связаны процесс вступления в контакт и согласование: при более длительном партнёрстве в условиях монокультуры вероятно повышение трансакционных издержек в результате зависимости, злоупотребления доверием и оппортунизма, подрывающие эффективность. Культура в качестве рамок, определяющих общие ценности, понятия и цели как фактор, влияющий на решение проблем координации. С ними связаны процесс вступления в контакт и согласование: при более длительном партнёрстве в условиях монокультуры вероятно повышение трансакционных издержек в результате зависимости, злоупотребления доверием и оппортунизма, подрывающие эффективность. Культуракоординациимонокультуры Культуракоординациимонокультуры Репутация служит специфическим капиталом, сохранение которого затрудняется возможностями оппортунизма. Хорошая репутация понижает стимул к оппортунизму и таким образом расходы на сбор информации и ведение переговоров. Репутация служит специфическим капиталом, сохранение которого затрудняется возможностями оппортунизма. Хорошая репутация понижает стимул к оппортунизму и таким образом расходы на сбор информации и ведение переговоров. Репутация