Информационные ресурсы городской экономики Бикасова М.В. Сидоров П.В. Трифонова Л.М. Московский государственный университет геодезии и картографии
Обзор Информационная экономика Информатизация городских бизнес- процессов Финансовая инфраструктура городской информационной экономики Информационные технологии в профессиональной подготовке Внедрения автоматизированных информационных систем
Информационная экономика - это экономическая система постиндустриального общества, в основе которой лежат следующие принципы: интеграция национальных экономик. развитие сферы услуг и их преобладание над материальным сектором экономики ; высокая роль информации ; главенство интересов потребителей, И.Э. Бикасова, Сидоров,Трифонова 1
1. Главенство интересов потребителей над интересами производителей. Наиболее важным для производителя является выпуск качественной продукции с минимальными затратами: Города переходят к сервисной концепции: покупатель выбирает тот товар, продавец которого готов обслуживать продукцию на протяжении всего срока службы и решить все возникающие у клиента эксплуатационные проблемы. Труда ВремениКапитала 2
2. Преобладание сферы услуг в экономике городов. Одну отдельную услугу значительно выгоднее производить различным производителям по частям. 3
3. Повышение роли городских информационных ресурсов. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» В информационной экономике это относится, прежде всего, к информации О потребностях рынка, О конкурентах, О товарах, представленных на городских рынках. 4
4. Глобализация городской экономики. Глобализацией - называют процесс объединения, интеграции разнородных экономик в единую систему, в результате чего возникает уникальное образование - мировая экономика. Глобализация - процесс «размывания» городских границ при помощи информационных технологий с целью создания новой городской, учитывающей объективные стороны экономической жизни цивилизации, но с сохранением суверенитета отдельных городов. Глобализация позволяет не только создать без барьерную мировую экономику, но и объединить усилия городов на пути общественного развития. 5
Информатизация городских бизнес-процессов. Деятельность предприятия, функционирующего в информационной экономике, можно охарактеризовать следующим образом: времени снижение затрат времени на выполнение числа работников функций и числа работников; любой глобализация бизнеса: работа с клиентами и партнерами в любой точке мира любое время, мобильность точке мира и в любое время, мобильность персонала, продвижение работа на будущие потребности клиента, ускоренное продвижение технологий новых информационных технологий. 6
Бизнес-процесс Б.П.-. Б.П.- это комплекс различных действий, преобразующих ряд данных на входе в ряд данных на выходе (товары и услуги) для другого человека или процесса, с использованием людей и оборудования. Информационные ресурсы, как фактор производства обладают важнейшим свойством - свойством избирательности. Главное на первом этапе - это создать пространство. информационное пространство. 7
Бизнес-процесс Успех любой производительной деятельности все в большей степени определяется не наличием материальных ресурсов, а неосязаемыми факторами - информационными ресурсами, знаниями, навыками, способностями работников, ценностями, которые они исповедуют, и даже общим настроением в организации, фирме, коллективе. 8
Финансовая инфраструктура городской информационной экономики Экономической основой информационной городской экономики становится электронная коммерция. Выбор и заказ товаров ускорении, упрощении, удешевлении трансакций Главный смысл электронной коммерции состоит в : 9
Интернет- услуги 2. Интернет- трейдинг. 3. Интернет- страхование. 1. Интернет- банкинг. 10
Интернет-банкинг Интернет-банкинг. -управление банковскими счетами через Интернет покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи платить за доступ в Интернет С помощью систем интернет-банкинга 11
Интернет-банкинг Интернет-банкинг. Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: экономится время во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.). 12
Интернет-трейдинг Благодаря Интернет-технологиям приобретение ценных бумаг, признанное во всем мире наилучшим способом вложения свободного капитала, доступно сегодня всем желающим. В считанные секунды можно сформировать инвестиционный портфель, а затем управлять активами, получая без промедления всю необходимую информацию (котировки, анализ, прогнозы) в любой точке земного шара. Спрос на интерактивную торговлю акциями, опционами, фьючерсами растет с каждым днем. Все больше банков и брокерских компаний осваивают новое перспективное направление своей деятельности. 13
Интернет-страхование В случае использования системы Интернет страхование становится комплексом элементов взаимодействия страховой компании и ее клиента (возникающих в процессе продажи продукта страхования, его обслуживания и выплаты страхового возмещения), если он полностью или по большей части осуществляется с использованием интернет-технологий 14
Интернет-страхование Комплекс интернет-страхования, как правило, включает: 1. расчет величины страховой премии и определение условий ее выплаты; 2. заполнение формы заявления на страхование; 3. заказ и непосредственно оплату полиса страхования; 4. осуществление периодических выплат (расстрочной страховой премии); 5. обслуживание договора страхования в период его действия; 6. обмен информацией между страхователем и страховщиком при наступлении страхового события. 15
Информационные технологии в профессиональной подготовке Дистанционное образование Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых городскому населению с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). 16
Городские ресурсы сетевой информатизации Использование современных электронных платежных систем, развитие телебанкинга, электронных расчетов приводят к тому, что растет скорость обращения денег. Отсюда возникает ряд проблем: регулирование денежной массы в обращении, влияние массы электронных денег на инфляцию и экономический рост. 17
Внедрения автоматизированных информационных систем в Поликлинике ОАО «Газпром» и Интерин 18
Цель разработок – повышение качества медицинской помощи и эффективности работы медицинского персонала, увеличение пропускной способности диагностических служб и лечебных отделений за счет реализации новых медицинских информационных технологий. Технология ИНТЕРИН - комплекс инструментальных программных средств и методик создания медицинских информационных систем, разработанный в Институте программных систем Российской Академии Наук. Ссылка 1 19
Технология ИНТЕРИН Комплексная информатизация Интеграция информационных потоков Охват в системе всех сторон жизнедеятельности учреждения Отдел кадров Договорной отдел Параклиника Профилактика Диагностика Лечение Снабжение Договор работа Научная работа Диетпитание Контроль Работа с кадрами Планирование Администрация Пищеблок Отдел маттехснаб Библиотека Клиника Канцелярия Аптека КЭК, МСЭК Финансирование Главные специалисты Ссылка 2 20
Газ Пром. Сложности внедрения Главная проблема: Внедрение новой системы при невозможности остановки работы существующих информационных систем Технические проблемы: Закрытость форматов наследуемых информационных систем Слияние данных из 4-х различных по структуре информационных систем в одну Недостаток вычислительной техники на рабочих местах (в филиалах) Устранение дублирования данных Оптимизация быстродействия Ссылка 3 21
Сложности внедрения Человеческий фактор: Стереотип работы в прежней системе («одно окно», отсутствие опыта работы с мышью, ввод информации средним медперсоналом) Консервативность мышления (неприятие новшеств, субъективное видение решения проблемы) Необходимость обучения большого количества персонала Финансовые проблемы: Замена парка устаревшей вычислительной техники на ул. Наметкина Закупка компьютерного оборудования для оснащения филиалов 22
Преимущества Упрощение администрирования системы IT- специалистами Экономическая эффективность (нет необходимости платить за сопровождение нескольких информационных систем) Возможность работы в единой системе Единая база данных Упрощение оформления медицинской документации Автоматизированная лаборатория, сопряжение с медицинским оборудованием Возможность централизованного контроля за деятельностью Поликлиники в режиме реального времени 23
Преимущества Упрощение работы со страховыми компаниями (обмен информацией в электронном виде, контроль объема медицинской помощи пациентов по различным медицинским программам, работа с гарантийными письмами и т.д.) Перспективная возможность обмена информацией о пациенте в системе медицинских учреждений ОАО «Газпром» Получена мощная, гибкая, дружественная пользователю система, автоматизирующая значительную часть деятельности медучреждения в единой информационной среде. 24
*.42%.это.рост.числа.переходов.пользователей.на.сайты.российских.интернет- магазинов..Эта цифра.соответствует.общему.росту.российского.рынка.розничной. интернет-торговли Ссылка 4 25
Ссылка 4 26
Разделение интереса пользователей интернета к разным группам товаров Ссылка 4 27
Ссылка 4 28
Причины внедрения ИТ в сфере Гос. управления не прозрачны Государственные органы не прозрачны не только для своих клиентов (граждан, организаций), но и для других государственных органов. Из-за неопределенности процедур оказания государственных услуг возникают дополнительные бюрократические барьеры, препятствующие экономическому и социальному развитию. Действующие в органах исполнительной власти административные механизмы не обеспечивают надлежащего уровня управляемости, контроля и ответственности. Слишком широко поле индивидуального административного усмотрения при принятии решений, что ведет к искажению целей и смещению приоритетов, возникновению коррупции. Высокие транзакционные издержки усложняют межведомственные взаимодействия. Почти все управленческие воздействия проходят через верх административной пирамиды. В результате, верхние эшелоны управления оказываются перегруженными оперативными вопросами в ущерб решению стратегических проблем. 29
Направления оптимизации системы ГУ изменение организационной структуры государственной машины на основе реинжиниринга деловых процессов (удаление «лишних» звеньев (а в отдельных случаях, целых цепочек), как обременяющих систему дополнительными накладными расходами, так и придающих сомнительность отдельным позициям качества государственных услуг) внедрение средств автоматизации деловых процессов (оснащение структурных единиц и обеспечение связей (взаимодействия) между ними ). 30
Концепция электронного правительства Публикация Публикация (распространение информации). Реализация приложений, которые делают доступной через Интернет правительственную информацию в электронной форме. Электронные формы Электронные формы ( интерактивное взаимодействие). Доступ в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Транзакции. Подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. Трансформирование. Это инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы сервиса, ранее невозможные без использования ИТ. Категории задач: 30
Пример трансформирования Правительством Финляндии реализован сервис, в рамках которого обеспечивается автоматический сбор финансовой информации о гражданине (из банков и страховых компаний), на основе чего заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется для ознакомления и подтверждения со стороны гражданина. 31
Заключение По оценке Яндекса за 2006 гол российский розничный рынок интернет-торговли товарами вырос на 42%. Обороты западной электронной розницы вырос меньше – примерно на 25%. Уровень интереса к интернет-покупкам у столичных жителей заметно выше, чем у региональных. Чаще остальных россиян посещают интернет-магазины москвичи. В 2006 голу доля их переходов на сайты интернет-магазинов среди пользователей из всех регионов России составила 62%. Более всего пользователи интересовались в 2006 году компьютерами, электроникой, фототоварами, телефонами и бытовой техникой. Активнее остальных рос пользовательский интерес к товарам группы «Строительство и ремонт»(+30% за год). 34
Заключение Количество магазинов в российском интернете за год увеличилось примерно на 47%. Горазда более быстрыми темпами растет количес тво онлайн – бизнесов, предлагающих оборудование (+77%), строительные материалы (+68%), подарки и цветы (+62%), книги (+52%), спортивные и детские товары (+50%). Количество магазинов, продающих через интернет те или иные товары, не всегда растет с учетом спроса на их предложения. Сегодня в круг интересов интернет-покупателей все чаще попадают одежда и обувь, товары для дома, спортивные товары и сроительные материалы. В первую десятков брендов, которые искали пользователи интернета в 2006 году, входят, в основном, производители мобильных телефонов. В топ 10 вендоров Рунета – компании производители бытовой техники и электроники. В 10 самых предлагаемых товаров преобладают дорогие модели телевизоров и фотоаппаратов. 35
Ссылки etuhova_vnedrenie%20v%20Gazprome_ red.ppthttp:// etuhova_vnedrenie%20v%20Gazprome_ red.ppt 4. ex_on_ecommerce_spring_2007.pdfhttp://download.yandex.ru/company/yand ex_on_ecommerce_spring_2007. pdf 36
Презентацию выполнили Студ ФЭУТ VI-1 Бикасова М.В. Сидоров П.В. Трифонова Л.М.