Словообразовательные гнёзда полисемантичных имён существительных в русском и белорусском языках Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Волынец Т. Н.
Вопрос об изучении словообразовательных гнёзд как самостоятельных словообразовательных единиц был поставлен сравнительно недавно. Пристальный интерес со стороны дериватологов к данной словообразовательной единице обусловлен не только многоаспектными исследованиями словообразовательной системы русского языка и происходящих в ней процессов, но и более основательным изучением лексической системы русского языка и ее организации с точки зрения словообразовательных связей.
Цель диссертации – проанализировать реализацию различных значений слов- полисемантов в русском и белорусском языках, проследить, как влияет изменение значения слова на расширение словообразовательного гнезда в каждом из указанных языков.
Задачи диссертации: 1. о пределить круг полисемантичных имён существительных – вершин словообразовательного гнезда в русском и белорусском языках; 2. п редставить классификацию полисемантов с учетом реализации их значений в русском и белорусском языках; 3. в ыявить механизмы функционирования производных слов с учётом реализации значений вершин словообразовательных гнёзд в русском и белорусском языках;
4. произвести сравнительно-типологический анализ структуры словообразовательных гнёзд с вершиной-полисемантом в русском и белорусском языках; 5. охарактеризовать специфику реализации значений в производных словах словообразовательных гнёзд с вершиной-полисемантом.
Объект исследования – словообразовательные гнёзда полисемантичных имён существительных в русском и белорусском языках.
Научная гипотеза – расширение семантического пространства имени существительного за счет приобретения дополнительных значений существенно влияет на структуру словообразовательного гнезда и обусловливает появление различных по значению производных слов.
Основные результаты:
в работе будут охарактеризованы словообразовательные гнёзда с вершиной-полисемантом, а также рассмотрены реализации приобретённых смыслов в производных словах различных ступеней словообразовательной парадигмы в русском и белорусском языках.
Научная новизна : в данной работе впервые предпринята попытка дать полное структурно - семантическое описание словообразовательных гнёзд с вершиной – полисемантичным именем существительным, а также проанализировать реализацию значений в производных словах на разных ступенях словообразовательной парадигмы.
Спасибо за внимание!