Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии. Учитель I категории Баранова О.А. МБОУ СОШ 4 г.Энгельс 2013 г.
«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму» Китайская пословица
К методам интенсивного интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков
"Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Элберт Хабборд
Эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов: комплексного подхода к процессу обучения; интерактивности; дифференцированного подхода; учета индивидуальных особенностей; вариативности режима работы; проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).
Основные принципы педагогической деятельности в интерактивном обучении принципы Роль фасилитатора и модератора Субъект-субъектные Отношения Активность обучаемого Предварительная подготовка (игровое поле, рабочие группы, Техническое задание, маршруты) Самооценка, взаимооценка, дебрифинг, обратная связь
Стиль проведения интерактивных занятий гуманная педагогическая позиция; ценностное отношение к учащемуся, его творчеству; создание на уроке культурно- информационной и предметно-развивающей среды; владение методикой и основами образовательной технологии; целенаправленное развитие индивидуальности учащегося.
Важным условием развития творческого воображения детей считаю так же и применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов изобразительной деятельности.
Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.
Систематическое применение интерактивных технологий на уроках изобразительного искусства развивает такие качества личности, как: пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся.
Большую часть урока на изобразительного искусства и технологии отводится на практическую работу и фактически все учащиеся оказываются, вовлечены в творческий процесс. Когда дети выполняют практическую работу, используется метод сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску.
Спасибо за внимание