О мероприятиях по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, методическом сопровождении новой формы промежуточной аттестации - итогового сочинения в учебном году М.Л. Жигулина, начальник управления экспертизы и мониторинга состояния системы образования 1
Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения? Меняются ли результаты со временем? 2
Опыт проведения мониторинговых исследований качества образования в России национальные исследования по математике в 9-м классе в 1995 году, по математике в начальной школе в 1999 г., по математике и русскому языку в начальной школе в 2011 г.; национальные оценки достижений учащихся для мониторинга качества образования, проведенные в экспериментальном режиме с целью модернизации структуры и содержания общего образования ( гг.); мониторинг достижений учащихся начальной школы в период разработки ФГОС ( гг.) 3
Национальные исследования качества образования (НИКО) качество математического образования в 5-7 классах (28 октября 2014 г.); качество начального общего образования по русскому языку (апрель 2015 г.); качество образования в области информатики и информационно-коммуникативных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.) 4
Характеристика Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные ГОС (ФГОС) Изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения обучающихся Проводятся 1 раз в 2-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборочной совокупности учащихся определённого возраста Для получения контекстной информации используется метод анкетирования 5
Основные отличия экзаменов и мониторингов Характеристики Национальные мониторинги Экзамены Цель Оценка работы системы, выработка политики и мониторинг тенденций Сертификация и отбор Периодичность Раз в 2-5 лет Ежегодно Продолжительность 1-2 дня До нескольких недель Участники ВыборкаГенеральная совокупность Сбор контекстной информации Обычно да, анкеты Редко Возможные последствия Низкие ставки Высокие ставки 6
Система оценки качества образования Свердловской области РСОКО ГИА ЕГЭ ОГЭ Апробации Мониторинг ДКР РТ Оценка качества подготовки выпускников начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС Качество дошкольного образования в Свердловской области НИКО Математическое образование в 5-7 классах Начальное общее образование по русскому языку Качество образования в области информатики и ИКТ в 8-9 классах 7
СВОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ на 2014 – 2015 учебный год МесяцМЕЖДУНАР ОДНЫЙ УРОВЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬРЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ PISA TIMSS ГИАНИКОДКРРТМониторинг качества образования в НШ и ОШ СЕНТЯБРЬ Повторная сдача ОГЭ ОКТЯБРЬ Апробация ЕГЭ Математика (базовый уровень) Печать КИМ в ППЭ 5-7 классы Качество математического образования 6-7 классы Качество математического образования и метапредметных умений НОЯБРЬ Апробация ЕГЭ по иностранному языку с устной частью 9,11 классы ДКР (муниципальный этап): математика русский язык физика ДЕКАБРЬ 11 классы Итоговое сочинение 8
СВОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ на 2014 – 2015 учебный год МесяцМЕЖДУНА РОДНЫЙ УРОВЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬРЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ PISA TIMSS ГИАНИКОДКРРТМониторинг качества образования в НШ и ОШ ФЕВРАЛЬ Выпускники прошлых лет – Итоговое сочинение 8,10 классы ДКР (муниципальный этап): математика русский язык физика МАРТ ЕГЭ Досрочный этап (с 23 марта) 9,11 классы Обязательно: русский язык, математика. По выбору: физика, ин.язык АПРЕЛЬPISA, TIMSSЕГЭ Досрочный этап 4 классы Русский язык 4 классы Русский язык, математика, окружающий мир, метапредметные умения МАЙ Итоговое сочинение ЕГЭ - начало основного этапа ИЮНЬ ЕГЭ Основной этап 9
Международные сравнительные исследования качества образования в 2015 году PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) 10
Итоговое сочинение рекомендации Рособрнадзора по организации и проведению итогового сочинения; технический регламент проведения итогового сочинения (изложения); критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 11
Итоговое сочинение – методическое сопровождение Подготовка педагогов Организационно-технологическое сопровождение 12