Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью бюджетирования, ориентированного на результат Судаков Дмитрий аналитик
Программно-целевое бюджетирование (БОР) система бюджетного планирования и исполнения, связывающая произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их социальной и экономической эффективностью и результативностью Принципы Наличие социальной, экономической, финансовой и производственной обоснованности расходов, включенных в бюджет Планирование измеримых результатов Ответственность за полученные результаты Индикативная система оценки эффективности и результативности Мониторинг результатов деятельности Международный опыт Общие черты необходимость осуществления оценки, как правило, не закрепляется законом отчеты по системе индикаторов являются открытыми, публикуются в СМИ и подвергаются публичному обсуждению системы индикаторов применяются на практике как инструмент отчетности администраций перед населением результаты расчетов индикаторов применяются при планировании на будущий период
Концепция реформы бюджетного процесса в РФ в г.г. – для субъектов РФ Основные принципы реформирования бюджетного процесса относятся ко всем уровням бюджетной системы Органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется утвердить собственные планы по реализации Концепции Смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств установление четких среднесрочных ориентиров
Основные направления реформы бюджетного процесса Только федеральный уровень реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета упорядочение составления и утверждения федерального бюджета Все уровни бюджетной системы Разделение бюджетных расходов на «действующие» и «принимаемые» обязательства Совершенствование среднесрочного финансового планирования Развитие программно- целевых методов бюджетного планирования
Разделение бюджетных расходов на «действующие» и «принимаемые» обязательства расходные обязательства - обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности всех уровней власти предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета; реестр расходных обязательств - свод указанных законов, нормативных правовых актов и договоров, соглашений и/или их отдельных положений, который должны вести органы исполнительной власти каждого уровня. действующие обязательства – обязательства, включенные в реестр принимаемые обязательства - подлежащие или планируемые к включению в реестр в случае выделения на эти цели бюджетных ассигнований в пределах нераспределенных ресурсов,обусловлены вступающими в силу НПА, вводимые или планируемые к введению в плановом периоде
Совершенствование среднесрочного финансового планирования Определение общей суммы расходов осуществляется на следующий финансовый год Переход к многолетнему (среднесрочному) планированию Последовательная («скользящая») корректировка будущих периодов Существующий порядок Среднесрочное планирование tt+1t+2 t+3 Бюджет план tt+1t+2 t+3 Бюджет
Развитие программно-целевых методов бюджетного планирования предоставление ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности; совершенствование методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ; использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ; распределение части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ; расширение полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета; создание системы мониторинга эффективности и результативности бюджетных расходов. Встраивание этой системы в бюджетный процесс.
Региональные методики оценки эффективности бюджетных расходов субъекты, участники конкурсов на получение средств ФРРФ Самарская область оценка эффективности капитальных расходов процедура использования результатов оценки Краснодар- ский край позволяет оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности отрасли и рациональность расходования бюджетных ассигнований в учреждениях отрасли сопоставление с средним по краю значением Астрахан- ская область нацелена на оценку именно эффективного распределения средств устанавливает основные и дополнительные индикаторы, формулы для расчета Республика Карелия, Саратовская Тверская области методики оценки эффективности расходов для отдельных ведомств
Региональные методики оценки эффективности бюджетных расходов субъекты, участники конкурсов на получение средств ФРРФ Республика Марий Эл закреплены пороговые значения индикаторов оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения министерствам и ведомствам предписано обеспечить достижение пороговых значений индикаторов Вологодская область метод сопоставления изменений объемов финансирования в оцениваемом периоде и изменений показателей, выбранных в качестве индикаторов эффективности бюджетных расходов по функциональной классификации расходов Чувашская Республика, Хабаровский край, Саратовская и Калужская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ нацелена на оценку результативности и сопоставление плановых и фактических показателей индикаторы разработаны для всех бюджетополучателей
Региональные методики оценки эффективности бюджетных расходов субъекты, участники конкурсов на получение средств ФРРФ Ставро- польский край оценка эффективности предоставления бюджетных ссуд, кредитов, дотаций и субвенций местным бюджетам оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами «Об этапах и основных направлениях проведения инвентаризации бюджетных обязательств бюджета Ставропольского края с целью определения их эффективности и ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов»: инвентаризация бюджетных обязательств (в 3 этапа), инвентаризация сети бюджетных учреждений Пермская область оценка эффективности деятельности администраций городов и районов Указ Губернатора «Об утверждении Методики определения эффективности оказания бюджетных услуг и мерах по ее внедрению в практику бюджетного планирования и исполнения бюджета Пермской области »
Альтернативные пути внедрения оценок эффективности бюджетных расходов в субъекте РФ Отбор нескольких пилотных ведомств и проведение в них полного комплекса мероприятий Распространение опыта на другие ведомства Последовательное проведение мероприятий во всех ведомствах параллельно I Вертикальный I Вертикальный II Горизонтальный II Горизонтальный
Пример системы индикаторов Группы индикаторов Обще- ведомственные индикаторы Индикаторы услуг Сфера услуг 1 Сфера услуг 2 Сфера услуг i Группа A Индикатор А1 … А1.1. … А1.2. … А1.i. … Группа B Индикатор B1 … B1.1. … B1.2. … B1.i. … Группа C Индикатор C1 … C1.1. … C1.2. … C1.i. … Группа D Индикатор D1 … D1.1. … D1.2. … D1.i. …
Характеристики балльной экспертной оценки результаты реализации по каждому из мероприятий оцениваются с присвоением им весов в общей оценке вес мероприятия оценивается экспертно исходя из величины совокупного эффекта во всей системе мероприятий (финансового эффекта и общественной полезности) ПРЕИМУЩЕСТВА единообразность комплексность возможность применения для сопоставления возможности стимулирования достижения конкретных результатов НЕДОСТАТКИ условность оценки возможность ошибки эксперта при выставлении весов возможность замещения «работы на результат» «работой на показатель»
Реализация Концепции реформирования бюджетного процесса на уровне субъектов РФ Мониторинг бюджетного сектора Владимирская область и г. Владимир Липецкая область Новосибирская область Смоленская область Тамбовская область Еврейская автономная область Ленинградская область Ставропольский край (+ инвентаризация бюджетных обязательств) Планы мероприятий по реализации Концепции Ивановская область Калининградская область Новгородская область Великий Новгород Комиссия по результативности бюджетных расходов Тамбовская область Концепция реформирования бюджетного процесса Тверская область
Элементы БОР в управлении ФРР(М)Ф Принцип «нулевого» бюджета Финансирование результатов Установление измеримых результатов Система мониторинга результатов Оценка эффективности и результативности Формирование программ реформ «с нуля» в соответствии с целями и задачами развития региональных финансов Финансирование осуществляется только по результатам реализации мероприятий Введена система количественных оценок прогресса по каждому мероприятию Трехступенчатая система оценки программ реформирования: Заявка - этап разработки Первый этап реализации Второй этап реализации Приказ МФ РФ от БОР ФРР(М)Ф
ФРРМФ 2004 Бюджетирование, ориентированное на результат совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату повышение самостоятельности бюджетных учреждений использование среднесрочного финансового планирования Реформа бюджетного процесса и управления расходами создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг формирование среднесрочных ведомственных программ расходов