Диалог как условие работы с текстом на занятиях по литературе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Advertisements

Педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях. Толстой-учитель остается.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Создание единого образовательного пространства, путем интеграции программы «Истоки» и парциальных, региональных программ и технологий, обеспечивающих:
Подготовил ученик из 6«в»класса Мисриханов Ульян.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Диалог как творческое взаимодействие на уроке литературы.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Система работы по учебному комплексу Г.С.Меркина Из опыты работы заслуженного учителя РФ Ворониной О.Г.
МОУ «Молчановская СОШ 1» Ерёмина Ирина ИринаВладимировна КрицкаяЛюдмилаИвановна.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Собственно эстетическое воспитание- процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно.
Презентация опыта работы Учитель по русскому языку и литературе Морозова Татьяна Валерьевна.
18 ноября 2011 г. Областной семинар учителей русского языка и литературы В МОУ гимназия 3 Распространение опыта работы.
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» Мальцева О.Н. – заместитель.
Диалоговые технологии в воспитательном процессе Когда учителя перестанут учить, ученики наконец смогут учиться. Ларошфуко Плохой педагог преподносит истину,
Транксрипт:

Диалог как условие работы с текстом на занятиях по литературе

В школе мы изучаем литературу как искусство слова Общение школьника с произведением искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как опыт коммуникации, диалог с писателями.

Получать литературное образование значит усваивать культурные ценности. «Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление совершает нация она платит за это своей историей». (Иосиф Бродский)

Диалог универсальная характеристика личностно- ориентированного образования Диалогична природа человека - Диалогична природа человека - Потребность в диалоге духовная потребность человека - Диалогична природа художественного произведения - Диалог способствует процессам самопознания

Диалог инструмент, позволяющий учителю тонко влиять на процесс постижения смысла бытия. Диалогические отношения - «почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» (М.М. Бахтин)

Содержание литературы представляет собой неразделимое единство 4-х компонентов: науки,искусства, бытийной и коммуникативной составляющей.

Диалог это подтверждение личности ее ценности. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета, он всегда надпредметен. Расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами- откровениями, т. е. Расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами- откровениями, т. е. содержит бытийный, ценностно-поисковый смысл для участников диалога.

На уроках литературы учитель-словесник осуществляет диалог с культурой и литературой (он владеет искусством задавать вопросы «молчащей» литературе и слышать ее ответы).

Диалог с художественным произведением Есть по существу диалог с художественной системой, отразившей представление о мире эстетическими средствами.

Диалог с автором художественного произведения знакомит с творческой личностью, сумевшей выразить свое видение себя, людей и мира в тексте.

Диалог с учеником - Диалог с личностью. Диалог с ребенком требует постоянного творения отношений, когда педагог ориентируется не столько на внешние связи, сколько на внутреннее, духовное единение с учеником.

Диалог с самим собой Диалог с самим собой это способ движения к своей целостности, это путь личностного развития

Автор образ - читатель Содержание художественного произведения не переходит как вода, переливающаяся из кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной и духовной деятельностью читателя. (В.Ф. Асмус),

Диалог на уроках литературы учит мыслить, чтобы наши ученики «не шли на поводу у демагогов; Не приучались ненавидеть других людей; Не торопились в моральных оценках; Критически относились как к всеобщему одобрению, так и всеобщему осуждению»

При чем тут мы? Очень даже при чем. Потому хотя бы, что, похоже, - БОЛЬШЕ НЕКОМУ.