Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность ". Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться "
Соня Раскольников переступили нравственные законы общества ради других конкретных людей абстрактного человечества " убив себя "" убив других "
Раскольников - Соне: Знаю " и про то, как вы в 6 часов пошли ". " Катерина Ивановна ведь вас чуть не била ". " А с вами что будет? " " Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет ". " А коли вы теперь заболеете ". " Дети на улицу всей гурьбой пойдут ". " С Полечкой, наверно, то же самое будет ". Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая.
В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.
Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
Раскольников - Соне Соня - Раскольникову " Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну " " И кто меня тут судьей поставил? " " Зачем только тебя-то я пришел мучить? " " Ох, как вы мучаетесь! " Признание. " Нет тебя несчастнее никого ".
Соня Раскольников Кроткая, добрая. Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие. Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица. Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке. Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой - это оправдание его предчувствий. Живет, исходя из требований жизни, вне теорий. Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни. Полуграмотна, читает только " Евангелие ".Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик. Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа. В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя. У нее есть смысл жизни: любовь, вера. У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт.
«Правда» Сони: Смирение и жертва. «Смирение – есть великое мужество человека, не убоявшегося встретиться с самым грозным и неумолимым соперником- совестью своей. Ты хочешь изменить мир? Начни с себя – и тебе не хватит жизни, чтобы уничтожить свою гордость, плотоугодие, тщеславие и другие пороки». «Правда» Раскольникова: Бунт: взять кровь на человека совесть, вознестись над этой «тварью дрожащей» и затем переделывать мир по своим законам. Попытка установить свои нравственные законы, неприятие Божьих. Гордость, неверие в Бога.
Соня Мармеладова - главный оппонент Раскольникова в романе. Она - всей своей судьбою, характером, выбором, образом мыслей, самоощущением противостоит его жестокой и страшной жизненной схеме. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более, чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся в жертву себя, отдав свое тело на поругание, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает "преступивший" нравственный закон и терзаемый кровью, пролитой во имя идеи, Раскольников. "Ненасытимое", подвижническое страдание Сони лежит, как это ни странно, в основании ее душевной гармонии. В страдании Сони - искупление греха, без которого не существует мир и творящий его человек, заблудившийся и потерявший дорогу к храму. В образе Сони писатель "пробует" свою излюбленную идею "Божьего человека", не утратившего столь необходимой, по Достоевскому, связи с Господом, страстного стремления к "жизни во Христе". В каждом романе писателя есть герой, который напоминает другим персонажам о грехах мирской жизни, о необходимости покаяния. В этих образах Достоевский воплощает свое представление о глубинах подсознательной жизни русской души. Страданием очищается душа, "в страдании яснеет истина" (Ф.М. Достоевский), через него приходит к себе, познает свое высокое предназначение Соня.
Слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.
Ее суд глубоко отличается от суда Порфирия Петровича. Это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.
htm htm