Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил... Автор – Дмитриева Марина Владимировна. город Балашов
Русская женщина всегда была для автора главной носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом национального существования. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и тему судьбы русской крестьянки, рассказ о ее тяжелой доле и безысходности положения в условиях крепостничества. Но в то же время поэт преклоняется перед силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, перед ее непоколебимостью и стойкостью.
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая быть матерью сына раба, А третья до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. (Мороз, Красный нос)
Иван Аргунов - Портрет крестьянки в русском костюме 1784
Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: Гляди! Сестра твоя родная! Терпи,многокручинная, Терпи, многострадальная, Нам правды не найти...
Муза - 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество. Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».
Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу – Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьётся алая лента игриво В волосах твоих, чёрных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживёшь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка... Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и чёрной и трудной Отцветёшь, не успевши расцвести, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. И в лице твоём, полном движенья, Полном жизни - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки и сыты и бойки,- И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой...
Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг".
Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины- страдалицы.
«Мороз, Красный нос» Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,- Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдёт- словно солнце осветит! Посмотрит - рублём подарит!
Крестьянка мнет лен.