Методы оценивания в начальной школе. Виды безотметочного оценивания в 1 классе. РМО учителей начальных классов МОУ СОШ р.п.Пинеровка учитель начальных классов Носова Елена Павловна
Три вида оценивания: стартовую диагностику; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание.
НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки. ПРАВИЛА (составляют основу оценивания) 1-е правило Различие оценки и отметки. 2-е правило Самооценка.
1-е правило: «Оценка результата и отметка» Оцениваем результаты предметные метапредметные личностные Что оцениваем?
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). 1-е правило: «Оценка результата и отметка» Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать? Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
Оценка это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально»). 1-е правило: «Оценка результата и отметка» Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Молодец!
Отметка это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы). Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. 1-е правило: «Оценка результата и отметка»
Кто оценивает? 2-е правило Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки» Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? 2. Удалось получить результат? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат. Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.) – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2- му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки. Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Учимся признавать свою неудачу. Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки. Используем умение самооценки. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений) Успехи фиксируются условными обозначениями: + материал усвоен в полном объеме I материал усвоен частично - материал не усвоен Карта индивидуальных достижений
Портфолио достижений
Правила оценочной безопасности Не скупимся на похвалу. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче. «На ложку дёгтя – бочка мёда» Ставить перед ребёнком только конкретные цели. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника. Не высмеиваем, а шутим по доброму. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.