Методический совет МОУ СОШ 12 Жогов С.С. Научно - исследовательская работа учащихся как фактор повышения качества образования на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности Балашов, 2010
Сейчас перед школой как никогда остро стоит проблема повышения качества образовательного процесса. Качество образования является важнейшим показателем деятельности образовательного учреждения. Результаты ЕГЭ и ГИА, к сожалению, показывают, что процент освоения знаний по учебным дисциплинам не достаточно высок. Поэтому и встает вопрос о качестве преподавания, о создании положительной учебной мотивации школьников и о своевременном, и систематическом контроле за их знаниями. Сейчас перед школой как никогда остро стоит проблема повышения качества образовательного процесса. Качество образования является важнейшим показателем деятельности образовательного учреждения. Результаты ЕГЭ и ГИА, к сожалению, показывают, что процент освоения знаний по учебным дисциплинам не достаточно высок. Поэтому и встает вопрос о качестве преподавания, о создании положительной учебной мотивации школьников и о своевременном, и систематическом контроле за их знаниями. Одним из факторов повышения качества образования на уроках истории и обществознания является научно-исследовательская деятельность как самого организатора учебного процесса – учителя, так и основных потребителей учебного материала – школьников. Не случайно, в реализующемся в рамках современного КПМО компетентностном подходе одна из ключевых компетенций – научно-исследовательская.
Научно-исследовательская деятельность, как разновидность инновационной (творческой) деятельности позволяет решить ряд важных задач: 1. Развитие информационной компетентности как учителя истории и обществознания, так и учащихся по этим предметам; 2. Создание условий для формирования и развития индивидуальной профессиональной образовательной траектории учителя и индивидуальной образовательной траектории учащихся; 3. Раскрытие творческого потенциала учителя и учащихся;
4. Повышение мотивации и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания на основе использования информационных технологий и поисковых научных методов; 5. Расширение собственного методического опыта в процессе совместной работы с учащимися над решением научно-исследовательской проблемы.
Научно-исследовательская деятельность в школе имеет свою специфику: - она актуальна в первую очередь для старшеклассников как одна из возможных форм профилизации обучения и подготовки к поступлению в вузы, однако приобщать к ней необходимо и учащихся среднего звена в качестве предпрофильной подготовки; - с другой стороны, научно-исследовательская деятельность школьников естественным образом ориентирована на индивидуальную работу с наиболее подготовленными учащимися, хотя, безусловно, привлекать к ней необходимо как можно больше учеников.
Естественной базой научно- исследовательской деятельности учащихся является повседневная учебная деятельность по усвоению материала школьной программы, но полноценная ее реализация возможна пока лишь только во внеурочной деятельности учащихся по предмету: дома или на консультациях с преподавателем – научным руководителем. Но интерес к ней всегда рождается на уроке.
Критерии научности научной работы 1. Проверяемость (верифицируемость); 2. Актуальность; 3. Новизна; 4. Практическая значимость
Структура научной работы титульный лист, содержание, введение, основная часть из нескольких глав, заключение, примечания, список литературы, приложения
научно-исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности по этим дисциплинам: - развивает индивидуальный личностный подход в обучении по данным предметам; - способствует профилизации образования в старших классах и готовит учащихся к обучению в вузах социально-экономической направленности; - развивает коммуникативную и ИКТ- компетентности школьников, прививая им навыки научного общения со сверстниками и со специалистами; - приобщает к решению практически значимых задач с помощью поисковых и эвристических методов обработки учебного материала, что может понадобиться учащимся при выполнении заданий ЕГЭ.