Общие приемы работы с текстом в процессе обучения Дьяченко Л.В. МОУ Гимназия 1
Текст – инструмент, обеспечивающий формирование коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной.
Текст – это «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность».
Учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями : умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте; умение найти в тексте необходимую информацию; умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию; умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста (задания на восстановление текста).
Предтекстовый этап Упражнения на прогнозирование содержания читаемого. Предтекстовая ориентировка читающего. Упражнения на узнавание слова по формальному или семантическому признаку, на различение грамматических явлений.
Текстовый этап Упражнения на свертывание текста. Упражнение на цитирование, реконструкцию и перефразирование. Упражнения на выявление авторского отношения и оценки в тексте.
Послетекстовый этап. Упражнения на выявление темы текста. Упражнения на передачу сюжета. Упражнения на составление характеристики персонажей.